По сравнению с прошлым годом, в текущем число импортеров бананов не только не увеличилось, но их стало меньше
«Настало время для стимулирования экономики посредством экономических реформ»,- 6 сентября в ходе прямого эфира в Фейсбуке заявил премьер-министр Никол Пашинян: «А также время, чтобы вызвать цепную реакцию, когда будут решены многочисленные вопросы и начнется процесс цепной реакции для решения многочисленных вопросов. То есть, начнется процесс решения тех вопросов, которые не получат окончательно решения», — сказал он.
Премьер-министр Никол Пашинян 30 августа принял представителей работающих в сфере легкой промышленности компаний, в частности, в области производства одежды, обуви и кожи. Цель встречи — обсуждение проблем и перспектив развития отрасли. Никол Пашинян, поприветствовав участников дискуссии, в частности, отметил: «Мы хотим, чтобы труд особенно высоко ценился в Республике Армения, и происходило восхваление труда. Я думаю, что долгое время волей-неволей в Республике Армения серьезно поощрялась нищета и была ограничена возможность работать. Теперь нам нужно поставить какую-то другую логику в основе наших действий, и мы должны поощрять работу как основное средство и путь к преодолению бедности. Естественно, в этой связи мы придаем большое значение открытию новых рабочих мест и сохранению существующих рабочих мест. Мы придаем большое значение созданию такой среды, в которой люди с деловыми навыками будут иметь возможность полностью использовать свой потенциал без каких-либо искусственных ограничений, быть ответственными за свою деятельность только за свои организационные и деловые навыки и работать в равных условиях, в легитимной атмосфере».
Далее он добавил: «Позиция и подход нашего правительства заключаются в следующем: очень быстро после того, как я был избран премьер-министром, для меня было важно направить бизнесу следующее послание: любой бизнес, любой бизнесмен, любая компания свободна от каких-либо коррупционных обязательств. Т.е. никакая компания не может иметь коррупционное обязательство или не обязательство, а иное принуждение иметь какие-либо отношения с каким-либо государственным органом, и я считаю себя полноправным исполнителем этого условия. Следовательно, каков наш интерес в наших отношениях со сферой? Он заключается в том, чтобы ваши дела шли как можно лучше, чтобы вы создали максимальное количество рабочих мест и, в результате, заплатили как можно больше налогов в государственный бюджет, чтобы иметь такую среду, которая даст возможность для дальнейшего роста и развития. И если мы можем условно выразить наше послание экономической среде, бизнес-миру, то оно заключается в следующем: «Законно обогащайтесь и обогащайте государство, людей, всех, работая на равных условиях».
Действительно, давно уже настало время для стимулирования экономики посредством экономических реформ. Заявлениям о наличии благоприятной атмосферы должны прийти на смену действия. К примеру, недавно, для того, чтобы подчеркнуть наличие подобной атмосферы министр экономического развития и инвестиций РА Арцвик Минасян заявил, что есть реалистичные инвестиции в размере 240 млн долларов։ «За это время множество граждан и организаций поинтересовались инвестиционной средой в РА и сделали заявления об инвестициях»,- в ходе встречи с журналистами отметил Арцвик Минасян: «Речь идет о промежутке времени с середины мая и до нынешнего момента. Это цифра превышает миллиард долларов. Из обещанных Армении инвестиций реалистичны 240 млн долларов». Он добавил также, что с мая готовность вложить сумму в 57 млн долларов выразили ряд организаций: «Деньги, однако, должны быть инвестированы в ближайшие годы».
Он добавил также, что министерство в скором времени выступит с двумя законодательными инициативами , одной из которых будут гарантированы широкие условия для иностранных инвесторов в РА: «Это должно происходить в условиях гарантированного и предсказуемого поведения государственных органов. Не может быть так, чтобы любой государственный орган решил предпринять действия, которые помешали бы инвестиционной программе». По словам Минасяна, вторая законодательная инициатива касается увеличения инструментов защиты бизнес-программ инвесторов: «Они должны быть застрахованы от рисков, в том числе и валютных колебаний».
Очевидно, что правительство сейчас говорит о «готовности», «намерениях», однако какова картина на самом деле?
На практике ситуация не может считаться вдохновляющей. Более того, есть даже тревожные факты.
17 августа в ходе митинга на Площади Республики Никол Пашинян заявил, что действующая модель экономического роста невыгодна Армении: «Прежнюю модель мы заменим на инклюзивную, а это значит, что у граждан будут равные возможности заниматься предпринимательством, все будут равны перед законом и налоговыми органами. И хочу сказать: помните осенью 2017 года, будучи оппозиционным деятелем я заявил, что для того, чтобы устранить монополию на сахар и бананы в Армении необходимо всего лишь 15-45 минут? И действительно, став премьер-министром в течение 40 минут я ликвидировал монополию на бананы и сахар и заявляю, что в Армении больше нет монополии на бананы и сахар, есть только монополия власти, и ее хозяева вы – граждане Армении, народ Республики Армения».
А теперь о теме «монополии на бананы». На днях «Аравот» обратилась к председателю Комитета госдоходов Давиду Ананяну, попросив его представить список организаций, занимающихся ввозом бананов в Республику Армения за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы, а также данные о том, сколько кг. бананов было ввезено в РА в 2015, 2016, 2017 годах и в первом полугодии текущего года. Предоставленные комитетом данные очень интересны.
Так, в 2015 году, когда премьер-министром Армении был Овик Абраамян, с 1 января по 31 декабря в Армению бананы импортировали 11 хозяйствующих субъектов. В 2015 году объем импорта составил 10,632,345.77 кг.
13 сентября 2016 года главой правительства Армении был назначен Карен Карапетян. Согласно данным на 2016 год, предоставленным «Аравот» показатели импорта бананов в РА следующие: с 1 сентября по 31 декабря в Армению бананы импортировали 25 хозяйствующих субъектов – в целом 11,227,303.94 кг.
Согласно данным Комитета государственных доходов за 2017 год, с 1 сентября по 31 декабря в Армению бананы импортировали 38 организаций и частных лиц, в целом — 13,923,690 кг. Что касается текущего года, то картина следующая: 26 организаций и 14,168,004.97 кг.
Получается, что по сравнению с 2017 годом в текущем году импортеров бананов в Армению не только не стало больше, а наоборот. Не говоря уже о замученной теме «монополии на бананы» и намерении ликвидировать ее. Из списка, предоставленного Комитетом госдоходов, становится ясно, что в Армении по крайней мере в 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. монополии на бананы не было и нет.
Остается понять, почему после бархатной революции, когда правительство РА так часто заявляет об изменении инвестиционного климата, о защищенности инвесторов, об искоренении коррупции и так далее, не меняется ничего и даже есть негативные тенденции. Надеемся, что в правительстве проанализируют причины, почему представители малого и среднего бизнса все еще чувствуют опасность, что им мешает действовать более свободно, возможно, у них есть какие-то вопросы.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
15.09.2018г