Премьер-министр Никол Пашинян представил предполагаемые изменения по части подоходного налога, о которых в последнее время так часто говорится. Сформированное Пашиняном правительство, как в ходе прямого эфира в Фейсбуке сказал премьер, выступает за введение унифицированной формы подоходного налога. «Установить 23-процентый фиксированный подоходный налог, и налог на прибыль, плюс налог на дивиденды. То есть, в случае всех размеров зарплат подоходный налог составит 23%, а суммарный налог на прибыль и дивиденды тоже составит 23%», — сказал премьер-министр. Он также отметил, что самый важный недостаток унифицированного налогообложения в том, что налоговое бремя получающих зарплату до 150 тысяч драмов не изменится, насчитывается примерно 360 тысяч граждан с такой зарплатой. «На самом деле реальная зарплата лиц, получающих 150 тыс. драмов, выше. Они получают также теневую зарплату, а в случае унифицированного налогообложения это будет стимулом для того, чтобы теневые зарплаты вышли из тени»,- отметил глава правительства. Другой вариант подоходного налога, по словам Пашиняна, следующий: предлагается в качестве порога зарплаты установить не 150 тысяч драмов, а 250 тысяч драмов, и, согласно этому, получающие зарплату до 250 тысяч драмов будут платить 20% подоходного налога, а свыше 250 тысяч драмов – в размере 25%.
По примеру Пашиняна, делающего важные заявления в Фейсбуке, граждане на них реагируют там же, подходы на тему унифицированного налога очень разные. К примеру пользователь по имени Агаси Тадевосян, как он сам отмечает, правда выражает непрофессиональное мнение, однако озабоченность заключается в следующем: «Я прочитал комментарии об унифицировании подоходного налога, они очень разные. Независимо от этого, во всех комментариях есть существенное упущение, все говорят с позиций получающих зарплату людей, но не с позиций выплачивающих эту зарплату лиц. Меня беспокоят, в частности, малый и средних бизнес. В ходе бесед я выяснил, что предпочтительнее является вариант, когда облагается 20% при зарплате 250000 и 23% при большей. Крайне нежелательным и манипулятивным считается желательный для Никола унифицированный подоходный налог в 23%. Для того, чтобы работать прозрачно, то есть, чтобы работников не скрывали, а регистрировали и спокойно работали, даже 20 – большая цифра. Необходимо снизить еще больше, хотя бы до 18%. Вообще нашим управляющим, оторванным от реальной жизни, прежде чем принимать решения, сидя в кабинетах, нужно хотя бы иногда беседовать с людьми»,- пишет Тадевосян.
Другой пользователь выразил такую озабоченность: «23% из 80 тысяч – очень много… на мой взгляд, необходимо дать возможность для наличия различных договоров. Я понимаю, что будут пытаться избегать уплаты налогов, однако договор на три месяца облагается так же, как и на 15 лет. Возможно, так делается везде, однако трудно уплачивать 23%».
Другой пользователь об унифицированном подоходном налоге пишет: «Это первое непопулистское решение правительства и явный признак того, что РА не берет в пример Венесуэллу в качестве модели развития… Государство не Робин Гуд, чтобы его функцией было перераспределение имущества – брать у богатых и отдавать бедным. Необходимо положить конец этой большевистской философии».
В беседе с «Аравот» экономист Айказ Фанян говорит, что любые налоговые реформы должны быть обоснованы, то есть необходимо разработать соответствующие экономические модели, с помощью которых можно будет оценить любое возможное влияние։ «Например, как именно повлияют изменения по части подоходного налога на бюджет, если снизить процент обложения, то увеличиваются потребительские расходы, поскольку прибыль людей увеличивается, и вообще, необходимо оценивать показателем макроуровня. Однако после разработки законодательства на мой взгляд, если мы уточним, какое у нас видение на 2040 год и в каком направлении мы двигаемся, то Налоговый кодекс это инструмент, который приведет нас к этому»,- отмечает экономист. Он также отмечает, что у нас есть программа стратегического развития на 2014-2025 годы, если ее, а, следовательно, и среднесрочные программы необходимо изменить, то нам необходимо уточнить все это».
По словам Фаняна, он является сторонником унифицированного налогообложения, когда один и тот же процент применяется, независимо от уровня прибыли: «Потому что социального неравенства нет, если один получает 1 млн, драмов, то подоходный налог будет соответствующим, другой получает 200 тысяч, то будет соответственно этой зарплате. Я не являюсь сторонником прогрессивного налогообложения. Но необходимо разработать макроэкономические модели, на основе которых можно будет оценить влияние конкретных видов налогов на госбюджет, на разные слои общества и на экономику». Может ли механизм унифицированного налогообложения повысить теневые зарплаты, и, как Пашинян говорит, вывести теневые зарплаты из тени, если у работников есть боязнь потери работы, в конце концов, существует вопрос рабочих мест, пойдут ли они на конфронтацию с работодателем с тем, чтобы регистрировать всю зарплату? В ответ на поднятые нами вопросы Фанян говорит: «Я поражаюсь воодушевлению людей, которые говорят о том, что люди выйдут из тени снижением налоговой ставки. В тени находятся лица, не являющоиеся владельцами бизнеса, это в основном незарегистрированные работники. Унифицирование будет действовать лишь для тех людей, которые являются собственниками бизнеса и зарегистрированными директорами. Единственным способом выхода из тени является снижение процентов подоходного налога, поскольку, когда за счет подоходного налога выплачивались ипотечные кредиты, механизм действовал четко. Многие вынуждают работодателя регистрировать всю зарплату. То есть, необходимы четкие механизмы, это может касаться сокращения расходов на здравоохранение, расходов на образование детей и так далее. Само по себе снижение налоговой ставки, теоретически, возможно, частично сократит тень, однако серьезного влияния не окажет».
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»
08.09.2018г