Отец 16-летнего Умута Али Озмена, который 24 июля пересек армяно-турецкую границу и был задержан в Армении, Мустафа Озмен, прибыл позавчера в Ереван, чтобы забрать сына. Ранее Мустафа Озмен заявил, что ему сообщили, что его сына в ближайшие дни отпустят на свободу.
Дело Умита Али Озмена примечательно тем, что случаи нарушений армяно-турецкой границы турецкая пресса в последние годы удостаивала наибольшего внимания. Почти все ведущие СМИ Турции ссылались на содержание Озмена. Некоторые даже распространяли слухи о том, что президент Реджеп Тайип Эрдоган вмешался в дело освобождения Умита Али, позвонив премьер-министру Николу Пашиняну. Армянская сторона позже опровергла эту информацию.
«Ermenihaber.am», отслеживая все события, связанные с турецким нарушителем границы, провел интервью с границей с отцом в Ереване.
– Г-н Мустафа, ваш сын пересек армяно-турецкую государственную границу и оказался в Армении. Что вы можете сказать об этом? Какова была его цель?
– Когда Умут был маленьким ребенком, мы брали его с нами на пастбище, которое находилось на очень близком расстоянии от границы. Здесь есть один холм, за которым начинается граница с Арменией. В детстве Умут слышал разные истории о том, что там за холмом, и с тех пор у него появился интерес. В этом году, когда после долгого перерыва Умут снова ушел на пастбище, он сказал матери, что идет собирать лечебные травы и направился в сторону холма. Там находился скот, и Умут пошел, чтобы пригнать его обратно. Вернув скотину обратно, Умут, которому было очень любопытно, что там за холмом, решил посмотреть, что находится по ту сторону, и пойти в Армению. Наивный, простой и любознательный ребенок. Он понимал, что идет в сторону границы, но не понимал, что это преступление.
– Пока ваш сын находился здесь, он был доволен проявленным к нему отношением?
– Когда я впервые приехал, чтобы повидаться с ним, он был очень доволен. Я тоже почувствовал эту теплоту и заботу. Позже в детской колонии произошел небольшой инцидент с одним из дежурных офицеров, что было результатом незнания языка. Я не придаю этому значения, в такой среде такие вещи возможны. Но мой сын не подвергался насилию за свою национальную принадлежность и идентичность. Напротив, исходя из его идентичности, здесь были к нему более внимательны.
– А что вы можете сказать о тех разговорах и утверждениях, будто президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил премьер-министру Армении Николу Пашиняну, ходатайствуя, чтобы освободили вашего сына?
– Честно говоря, я узнал об этом из новостных сайтов. Я не знаю, насколько это достоверно. Если наш уважаемый президент позвонил, то я очень благодарен, если он не звонил, я опять-таки благодарен. Я благодарен и вашему премьер-министру, всему вашему руководству.
– Вы уже во второй раз приезжаете в Армению. Какова цель вашего визита на этот раз? Приехали, чтобы повидаться с сыном, или есть другие дела?
– Мне позвонили и сказали, что сына отпустят на свободу. Они попросили, чтобы я приехал и забрал сына домой. Сегодня поговорили со следователем. Он сказал, что они выяснили, что у моего сына не было никаких намерений, он не был объявлен в розыск, не был членом террористических организаций. Тем не менее, он пересек границу, то есть совершил преступление, и необходимо было законным путем, по установленной процедуре выяснить все обстоятельства. Следователь сказал, что, принимая во внимание все это, они намерены закрыть дело и отпустить моего сына на свободу. Нам с женой очень трудно был ждать. Мы каждый день видели, как другие дети ходят в школу, а нашего сына не было, он был далеко от нас. Мать плакала каждый день. Я снова хочу поблагодарить армянских чиновников, руководство и народ Армении за такое человеческое отношение. Мы – народы, близкие по культуре. Когда я смотрю на людей на улице, то многие из них напоминают мне того или иного моего родственника. Здесь я не чувствую себя чужим. Я бы очень хотел приехать с Умутом снова в Ереван, когда он будет совершеннолетним, потому что это очень красивый город и люди здесь гостеприимные.
Автор – Геворг Каллошян
Источник – Ermenihaber.am