Лента новостей
Новости дня

Армения впервые пытается до конца реализовать границы возможного

28 сентября,2018 21:22

Собеседник «Аравот» — председатель Консервативной партии Микаел Айрапетян

Господин Айрапетян, 23 сентября в Ереване состоялись выборы – первые после Бархатной революции. Результаты уже известны, блок «Мой шаг» получил свыше 80 процентов голосов, остальные политические силы поздравили победивших, результаты никто под сомнение не ставит. Как Вы оцените произошедшее?

— В результате этих выборов полностью стали известны общественные настроения. Это большое достижение для государства, мы на пути серьзного становления. Это, без преувеличения не только политическое, но и цивилизационное достижение. Нужно поздравить как победившую силу, так и поздравивших и принявших свое поражение.

В ходе предвыборной гонки в одном из своих выступлений премьер-министр Никол Пашинян заявил, что в ходе муниципальных выборов просит мандат на роспуск НС и проведение досрочных выборов. Каким Вы видите развитие событий на ближайшие месяцы и как оцениваете возможные риски?

— Премьер-министр совершенно прав. И если мы действительно являемся государством, то высший законннодательный орган, имеющий полномочие на формирвание высшего исполнительного органа нашего государства, также должен отражать политическое соотношение и общественные настроения. До сих пор самой первой трагедией для нашей страны являлось именно несоответствие. Бархатная революция на одну ступень подняла статус нашей страны, премьер-министр сейчас может поднять его еще на одну, если с тем же мастерством осуществит свое видение об адекватности. Поэтому и необходимо благоразумие сил, которые всегда были частью правительств с недостатком легитимности. Смогут ли они осознать, что их шаг будет сделан во имя государства, или же продолжат руководствоваться своими собственными интересами и интересами отдельных групп?

Бархатная революция показала, что его лидер – волевой и отступать не собирается. Конфронтация привела к серьезным рискам для страны, однако даже среди парламентских пережитков бывшей системы есть люди с государственным мышлением, которые в решающий момент не станут подвергать опасности спокойствие в стране и реальные перспективы развития. Более того, хочу надеятся, что дело не дойдет до конституционных поправок с целью их отстранения. А если им не хватит благоразумия, то не останется иного пути, как через народное давление вынудить их уйти. Однако в этом случае они уже не будут иметь основания надеятся на политическое будущее и в учебниках нашей истории останутся как мелкие и продажные ретрограды.

В свете известных событий в Сирии Республика Армения отправляет гуманитарную миссию в эту страну под флагом РА для помощи армянской общине. На Ваш взгляд, насколько оправданным является данное решение? Какими могут быть положительные и негативные последствия этого?

— Есть много различных путей оказания помощи нашим соотечественникам и многострадальному сирийскому народу. По всей вероятности, под жестким давлением России был выбран худший вариант – военная гуманитарная помощь. Этим мы окажемся в центре не очень благосклонного внимания арабского и в целом мусульманского мира, а также будем рассматриваться в качестве ненадежного партнера нашим цивилизационным союзником – Западом. А от ненадежных партеров в серьезных вопросах ожиданий быть не может. Полагаю, все еще можно спасти ситуацию. Не думаю, что Запад, с пониманием относящийся к нам по целому ряду вопросов, то же самое сделает в случае армянской гуманитарной, но военной миссии.

Помимо этого, пусть хоть раз Россия отнесется с пониманием в данном весьма деликатном для нас вопросе и откажется от своих топорных требований. Ведь мы же не делаем демаршей, когда Путин и Медведев в чувствительный для нас день 2 декабря – день подписания Александропольского договора, флиртуют с турками, а также продают оружие Азербайджану. Кроме вреда ничего другого от армянской военной миссии в Сирии быть не может: неужели русские обидятся и выведут свои войска из Армении? Как только это случится, в тот же день ее границы будут проходить севернее Предкавказья. Так что, мы в русских нуждаемся меньше, чем они в нас.

В адрес новых властей Армении звучит много критики, особенно в связи с отсутствием конкретики во внешней политике, будь то Карабахский конфликт, отношения с Россией, Западом, с нашими непосредственными соседями Грузией и Ираном. Какие, на Ваш взгляд, имеют место ошибки и где решения?

— Сейчас внешняя политика новых властей Армении для меня вполне понятна и адекватна, и об этом Никол Пашинян неоднократно заявлял еще до того, как занял важный пост, а вчера повторил свои слова с высокой трибуны ООН. Те, кто требует большего, толкают на авантюру. Подобная авантюра уже была, начиная с августа 1920 года: результатом являются нынешние границы Армении. По большому счету эффективно реализуются реальные возможности и постепенно эти возможности расширяются. Возможно, необходимо было придать больше темпа отношениям с Западом и Ираном. Однако, внешние отношения исходят из внутриполитических, а внутренняя политика обусловлена нашей системой ценностей и духовной безопасностью, и именно здесь я вижу необходимость в большей активности.

Касательно отношений с Россией премьер-министр Пашинян говорит, что они будут углубляться, став более дружественными. Тогда как есть и другая точка зрения —  Москва, несмотря на внешнюю приветливость, мириться с победой демократии в Армении не намерена. Что на самом деле происходит?

— Как говорил Горбачев — «Социализм с человеческим лицом». То есть коммунист Горбачев не отвергал социализм коммуниста Сталина, а всего лишь пытался придать ему человеческий облик. Сейчас пытаются не повторять Горбачева и придание человеческого облика начали не с яркой интеллигенции из Москвы и Санкт-Петербурга, а с единственного южного христианского союзника, чтобы Запад отнесся с пониманием. На самом деле у нас нет сегодня возможности без конфронтации с Россией выйти с ее орбиты, а выдержим ли мы такую конфронтацию и готова ли обессилевшая и раненная империя заплатить эту цену? И был выбран путь по превращению Армении в оазис демократии в регионе – в рамках возможного. Повторяю, в рамках возможного.

Армения сейчас впервые пытается до конца реализовать рамки возможного: и это удача. А тот подход, что Россия не станет мириться с победой демократии в Армении, является результатом страхов прошлого. Во-первых, мы даже не пытаемся установить норвежскую демократию, осознавая, что пока еще нет таких условий. Во-вторых, Россия сейчас не в той ситуации, чтобы вынуждать нас мириться со своей неокоммунистской системой, хотя бы путем анахронического Евразийского союза. Более того, Россия сама может проявить заинтересованность в том, чтобы иметь менее демократического сателлита из своего мусульманского окружения и для капитализации этого обстоятельства. Россия тоже обречена на то, чтобы действовать в рамках возможного. И свидетельством тому является разрешенная нам власть. Нынешняя Россия не является врагом нашей нынешней власти, она является самым влиятельным внешним другом: господин премьер-министр прав в том, что необходимо углублять эти отношения с Россией. Будем надеяться, что удастся в этих связях добавить тривиальные компоненты – достоинство и партнерство и наконец прекратить 200-летнюю традицию раболепных отношений. Проявления признаков этого сейчас налицо, а остальное – дело времени и техники.

Гоар АКОБЯН

Газета «АРАВОТ»
27.09.2018г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (1)

Комментировать

  1. Спасибо за непредвзятый и ясный анализ ситуации, в которой оказалась Армения. Хочется добавить еще кое-что. ,,Те, кто требует большего, толкают на авантюру. Подобная авантюра уже была, начиная с августа 1920 года: результатом являются нынешние границы Армении». Да, нынешние границы образовались во многом из-за отсутствия правильной оценки ситуации тогда, когда Армения входила в Закавказский сейм наряду с Грузией и Азербайджаном и вместо того, чтобы руководствоваться национальным самосознанием и воспользоваться предоставившейся возможностью восстановить свою государственность на исторических землях, покорно выполнила приказ главы сейма, кажется, Чхенкели, может быть, и ошибаюсь, оставила неприступную Карсскую крепость и отошла в Закавказье. И сейчас, Никола толкают — одни в объятия России, другие — Запада. Не учитывая свои национальные интересы. Опять-же вспоминаю НЖДЕ — учитывайте обстановку и действуйте сообразно с ней, постоянно помня о национальных интересах и видя перед собой нашу возрожденную Родину. Это очень трудно, и поэтому Пашиняну необходима реальная помощь изнутри со всех слоев власти, отдельных людей и всего того, что находится между ними. И не надо гневаться на то, что наш премьер сидел на самом краю стола в Душанбе. Это такая мелкая месть со стороны бывших партократов, собравшихся на саммит, что нам надо только радоваться — значит, мы на правильном пути! А не участвовать в саммите нельзя — приходится соблюдать формальность, если она для мировых игроков важнее реальных результатов. Зато мы убедились в отношении к нам, хотя знали об этом давно.

Комментировать