Вице-спикер Национального собрания Арпине Ованнисян решила не оставлять безответной ругательства в интернете и дать этому явлению правовой ход. Слов нет, само по себе это явление отвратительно, люди, вероятно, пишут в своих комментариях в Фейсбуке или Ютубе оскорбительные слова, чтобы подчеркнуть свою значимость, самоутвердиться в этой жизни и почувствовать себя «частичкой народа». Печально то, что это не осуждается и даже поощряется правозащитниками, в том числе организациями, занимающимися защитой свободы слова, «а что тут поделать, это глас народа». Как в этом, так и в других случаях, многие наши НПО руководствуются не своими уставами и продекларированными принципами, а политической конъюнктурой, что неизбежно ведет к двойным стандартам.
В техническом плане, однако, проблема, по крайней мере, для меня не совсем ясна. Каждый день на сайте Aravot.am публикуется 100-200 статей, из которых 5-10 так или иначе относятся либо к РПА, либо к членам РПА. Под этими 5-10 материалами пишется 50-300 комментариев, 90 процентов из которых составляют ругательства. (В роли мишени могут оказываться и дашнаки, в зависимости от того, будут они «сидеть послушно» или нет: если премьер-министр повторит, что они контрреволюционеры, а их место находится на мусорной свалке, то под некоторыми материалами также появятся несколько десятков ругательств). Удаление этих сотен ругательств со страницы в Фейсбуке – это титанический труд.
Но предположим, что это удастся. Но удаление не является «одноразовой акцией». «Представители народа» могут продолжать писать матерные слова спустя дни и даже недели после появления материала. А значит, к этим материалам приходится обращаться снова и снова. Более того, предположим, что та же Арпине Ованнисян (кстати, независимо от многочисленных прегрешений ее политической фракции, я лично ее уважаю) звонит в редакцию в 10 часов вечера и просит удалить ругательство в ее адрес. Мы делаем это, но к следующему утру еще 20 представителей «бойцовской разновидности» пишут свои «ценные» бранные мысли. Есть ли основания подавать на нас в суд на следующее утро?
Вот почему я думаю, что рядом с писаными законами должны действовать неписаные. То есть, общество должно тем или иным образом саморегулироваться. Во-первых, премьер-министр должен публично и крайне жестко осудить «слова ненависти», поскольку подобные слова не только безнравственны, но и незаконны.
Во-вторых, все мы, пишущие, выступающие, в том числе и НПО, должны четко отделять Человека, от преступления, совершенного им и тем более его партией. Преступление неприемлемо, но личное достоинство Человека всегда достойно уважения.
АРАМ АБРААМЯН