Голос Америки. Содержание и итоги переговоров президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко во многом остаются тайной за семью печатями. Конкретной информации о результатах очередной встречи лидеров России и Беларуси в открытых источниках совсем не густо, что уже стало традицией.
Встреча Путина и Лукашенко состоялась накануне в Могилеве в рамках пятого форума регионов России и Белоруссии. Также сообщалось, что после форума лидера проведут между собой неформальную встречу.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, стороны «закрепили» решения по ряду спорных вопросов, о которых до того договорились на предыдущих переговорах в Сочи 21 сентября. Тогда разблокировали ряд проблем, в том числе по российским поставкам нефтепродуктов в Беларусь и «перетаможке», как сообщал тот же Песков.
При этом наблюдатели указывают, что проблем и противоречий во взаимоотношениях двух стран, формально объединенных в Союзное государство, накопилось значительно больше. Так, Москва регулярно предоставляет Минску миллиардные кредиты, но об их возврате ничего не неизвестно, что позволяет экспертам говорить о фактическом дотировании белорусской экономики из российского бюджета.
Кроме того, Беларусь практически ни разу не поддержала Россию ни по одному значимому для Кремля вопросу на международной арене, будь то признание Абхазии и Южной Осетии, аннексия Крыма, противостояние Москвы и Запада в связи с делом Скрипалей… Так что говорить в этом контексте о существовании де-факто Союзного государства не приходится.
«Белоруссия в очередной раз подошла к банкротству со своей своеобразной экономической моделью, при этом продавать «батьке» уже нечего – все, что мог, он уже так или иначе продал или заложил. И одновременно батькины заигрывания с Китаем и ЕС начали принимать уже и вовсе угрожающий для российских интересов характер», — написал накануне встречи в Могилеве в своем блоге социальный психолог Алексей Рощин.
В то же время эксперты отмечают, что Москва в последнее время усилила нажим на Минск, используя преимущественно экономические рычаги, но Лукашенко, кажется, снова удается ослабить прессинг.
По мнению профессора, политолога Николая Петрова, что бы Лукашенко сейчас ни делал и ни говорил, он держит в уме предстоящие президентские выборы в Беларуси, которые не за горами. Поэтому «батька» сознательно педалирует на конфликтные проблемы в российско-белорусских отношениях, «которых всегда много», считает политолог.
«Президент Лукашенко – уникальный пример в постсоветском пространстве, — добавил он в интервью «Голосу Америки», — Возглавляя страну, которая фактически не имеет сырьевых ресурсов, он умудряется получать помощь с разных сторон, балансируя между Россией и Европой. Более того, обычно после резких конфликтов и обмена «любезностями» по этому поводу решения в результате оказываются «в пользу» Белоруссии. В этом смысле Лукашенко, конечно, прекрасный политик, который знает, как можно побудить Москву продолжить дотировать белорусскую экономику и не пойти при этом на содержательные уступки».
Вместе с тем Николай Петров думает, что у Минска во взаимоотношениях с Россией всегда превалирует экономика, а у Москвы – политические соображения, а Союзное государство существует только на бумаге.
«Мы видим достаточно жесткие шаги, связанные с введением режима на (российско-белорусской) границе, и много чего еще. Это наглядно демонстрирует, что как такового Союзного государства нет. Есть только некоторая оболочка и стремление, в первую очередь Кремля, эту оболочку сохранять, в том числе и выплачивая за это достаточно серьезные средства в виде дотаций», — резюмировал профессор.
В свою очередь, заместитель декана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев в комментарии «Голосу Америки» подчеркнул, что Владимир Путин продолжает на публике демонстрировать максимальную приязнь к Александру Лукашенко, «который периодически даже оскорбляет россиян», и ему пока все сходит с рук.
«В то же время в перерывах между встречами лидеров происходят очень интересные моменты, которые говорят о том, что Минск не слишком доволен тем, как складываются его дела с Москвой, — утверждает он. — Вопрос «растаможки», которая, по сути, дотация в чистом виде белорусского бюджета, не решен. Хотя нам и говорят, что уже все согласовано. Где «российский» кредит в миллиард долларов, который Лукашенко подавал как практически решенный вопрос? Кредита нет. Не исключено также, что в ближайшей перспективе российско-белорусская граница будет закрыта».
На взгляд политолога, довольно объективную оценку состоянию дел дал премьер-министр Белоруссии Сергей Румас: «Он сказал, что все болезненные вопросы будут решаться до конца года. Фактически же речь идет о том, что будет сформирована некая новая форма дотация белорусской экономики.
Россия, конечно, не заинтересована в экономическом крахе Белоруссии. Если бы она одним махом прекратила свою поддержку, это привело бы к полной катастрофе (республики). Но тенденция по сокращению этой поддержки вполне просматривается».
Развитие интеграции двух стран сняло бы большинство вопросов, но ее нет, констатировал Андрей Суздальцев. Как ему представляется, Москва хорошо понимает, что на международной арене поддержки со стороны Минска у нее не будет, отсюда и возникают многие проблемы.
«Зачем вкладывать деньги в страну, которая зачастую проводит антироссийскую политику? Но какой-то компромисс все равно будет найден. При том, что получатель, как и прежде, останется один – Белоруссия. Страна не развивается. Она перерабатывает миллиарды российских бюджетных денег. Когда подсчитали объем дотаций, оказалось, что Белоруссия получает около 10 миллиардов в год. Это почти равно тому, что получают все дотируемые российские регионы, где живут около ста миллионов человек. Формировать пояс миллиардеров вокруг Лукашенко за счет российского бюджета – это уж чересчур», — заключил он.
На снимке — встреча в Могилеве Владимира Путина и Александра Лукашенко (фото — Голос Америки)