Официальное предоставление самостоятельности – автокефалии, Православной Церкви в Украине Вселенской Константинопольской Патриархией посредством томоса и двусторонняя договоренность об основании американской военной базы в Польше нацелили внимание Москвы в направлении Беларуси.
Очевидно, что изначально ущербная идеология «русского мира» терпит банкротство и в практическом плане, и Москва не сможет без потери лица переварить этот процесс.
Согласно неофициальной информации, в ходе состоявшейся в белорусском Могилеве встречи Лукашенко-Путин имел место довольно тяжелый разговор: Москва предъявила «счет» руководителю Беларуси, который должен быть уже выплачен. Десятилетиями Минск «кормил» имперцев Москвы «воссоединением», «союзным государством», «славянским братством» и т.п. лозунгами, получая взамен дешевые энергоносители, кредиты, доступ на российский рынок. С другой стороны, установив в стране откровенно авторитарный режим и заработав далекое от почета звание «последней диктатуры Европы», Лукашенко посредством Москвы обеспечивал связи своей страны с внешним миром, не отступая перед критикой со стороны местного гражданского общества и Запада, даже не отменил смертную казнь, будучи последним в Европе и в этом вопросе.
В то же время, Лукашенко не намерен отступать и перед лицом России: Беларусь отказывается присоединиться с Россией, Вануату и Науру в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии, сохраняет добрососедские отношения с Украиной, избегая отношений с аннексированным Крымом и так называемыми «ДНР-ЛНР». При этом, продав российскому «Газпрому» проходящие по своей территории транзитные газопроводы по довольно высокой цене, в отличие от Армении, где все было «в обмен на долг» либо «за вековую дружбу», Минск отказывается размещать на своей территории российские военные базы, о чем неоднократно взывала Москва. Однако, вместе со всем этим, во всех вопросах, вытекающих из интересов Евразийского Авторитарного Интернационала, Москва в лице Лукашенко имела верного союзника, более того – «учителя» во многих вопросах, во всех тех вопросах, которые касались сохранения советского «наследия», централизованных репрессий против оппозиции и «убийства» политики внутри страны, укоренению «ценностей» полицейского государства и власти «сильной руки», ограничений свободы слова и прессы.
Однако, времена изменились. Правда, официальный Минск не намерен восстать против Москвы на международной арене, поскольку зависимость от российского рынка и энергоресурсов и отверженность со стороны Запада пока настолько высоки, что дело быстро дойдет до коллапса, тем не менее, санкции против Москвы и российские «контрсанкции» открыли для Минска широкое поле для маневра как в экономическом, так и политическом плане.
Поневоле, сколько бы он ни гнобил в прошлом прессу и оппозиционеров, в изменившейся ситуации Лукашенко внутри страны имеет многочисленных «союзников», которые в вопросах суверенитета и обороноспособности страны могут оказать ему поддержку: это как раз те же самые подавляемые пресса, гражданское общество, белорусскоговорящая молодежь и интеллигенция. Кроме того, что-что, но Лукашенко на территории соседей не вторгался, территорий не аннексировал, в других странах химического оружия не применял, ядерным терроризмом не увлекался, в отличие от «старшего брата». И имея народ, свободный от криминального и коррупционного мышления, со спокойным, дисциплинированным и законопослушным нравом, Лукашенко имеет все возможности представить русским все препятствия, которые возникнут на их пути, если они хотя бы попытаются «традиционно»-топорными методами «возродить» Российскую неоимперию.
Беларусь свое «3-е сентября» испытала давно, и русским остается только просто подвергнуть «аншлюсу» эту страну, находящуюся в географическом центре Европы. Кстати, о такой опасности на днях открытым текстом предупредил известный российский экономист и аналитик Владислав Иноземцев в своей статье под заголовком «Минское направление», отмечая, что западные политические круги не готовы даже обсуждать подобный сценарий.
Тотальное банкротство российской политики по всем направлениям делает Москву более агрессивной и непредсказуемой, особенно в отношении ее соседей. С другой стороны, политико-дипломатический и военно-политический ресурс Москвы во всех случаях не может быть неограниченным, а возможное противодействие со стороны Запада способно нейтрализовать все эти поползновения, если есть понимание необходимости этого и вытекающее из этого политическое решение.
Развития на белорусском направлении предоставляют Армении определенный временной ресурс, поскольку естественно, что Москва не пойдет на дестабилизацию по всему периметру собственных границ. Однако, рост агрессивности и непредсказуемости Москвы сам по себе является вызовом для всех ее соседей, и масштаб этой угрозы прямо пропорционально степени ее имеющегося влияния. Представляется естественным, что на плоскости двусторонних отношений остается много вопросов, нуждающихся в том, чтобы Ереван и Минск обсудили, обменялись мнениями, хотя бы чтоб избежать шагов друг против друга поневоле.
Помимо всего, по явной вине руководства Беларуси в отношении этой страны, ее потенциала имеет место крайне стереотипный подход, как к «консервированному СССР», тогда как в действительности все обстоит иначе: Беларусь – больше не Россия, и Россией не станет. А это, как и в случае с Украиной, увеличивает шансы Свободной и Независимой Армении.
На фото – Площадь Незалежности (Независимости) в Минске
Рубен МЕГРАБЯН
Минск-Ереван
Газета «АРАВОТ»
16.10.2018г