Интервью с руководителем Делегации Европейского Союза в Армении,
послом Петром Свитальским
– Господин посол, Вы начали свою миссию в Армении в 2015 году. Какое Вы получили впечатление от Еревана и заметили ли какие-либо положительные или отрицательные изменения?
– Ереван — очень активный город, он полон жизни, полон энергии, и в этом отношении это очень европейский город. У нас, приехавших сюда из ЕС, есть ощущение, что мы находимся дома. Ереван становится богаче с каждым годом, каждый год можно увидеть много позитивных изменений, в частности, становится больше ресторанов и кафе. Многообразию развлекательных заведений могут позавидовать даже многие европейские города. Культурная жизнь здесь очень богатая, очень, в частности филармонические концерты, оперные, театральные представления. Это действительно впечатляет. Естественно, как и многие города, Ереван имеет и свои проблемы. Есть проблемы, которые необходимо решить. Если вы спросите меня, чего мне не хватает в Ереване, то я отвечу — велосипедные маршруты, городские велосипеды. Если вы хотите, чтобы Ереван был более европейским и западным городом, то необходимо внедрить велосипедную инфраструктуру. Это очень современно, даже в таких мегаполисах, как Нью-Йорк. Наличие велосипедных дорожек, городских велосипедов делает города экологически более чистыми, жизнь более здоровой и создает условия для более спортивной городской жизни, для молодежи, в частности. Таким образом, мы нуждаемся в спортивных инфраструктурах. Именно этого мне в Ереване не хватает.
– Какие программы реализовал Европейский Союз с мэрией Еревана?
– Хочу сказать, что очень рад тому, что даю интервью на тему программ ЕС для Еревана, отмечающего в этом году 2800-летие. Ереван старше Рима, армяне должны гордиться этим. Празднества по случаю юбилея являются возможностью показать богатые традиции, наследие армянской идентичности. Ереван должен считаться одной из колыбелей западноевропейской цивилизации. И если расматривать, например, Эребуни, Мецамор, Двин, то Ереван действительно можно называть перекрестком культурного обмена. Он является одной из колыбелей человеческой цивилизации, где можно найти непрерывность нынешней цивилизационной жизни на протяжении веков и воздействие, поступающее со всех сторон. В Эребуни, Мецаморе и Двине мы можем увидеть находки из Африки, Ближнего Востока, Азии, Дальнего Востока, Анатолии и нынешней Европы. Это очень интересно. Больше нигде нет такого разнообразия находок, как в Ереване и окрестностях. Европейский союз привержен цели улучшения жизни рядовых ереванцев. Пользуясь случаем, я хотел бы рассказать о крупных проектах, финансируемых Европейским Союзом в Ереване.
Сейчас у нас есть три первоочередные программы. Первая касается управления твердыми отходами, который включает в себя наличие новой свалки для твердых отходов. Я думаю, что это очень важно для Еревана, особенно для тех, кто проходит мимо старой, понятна вся тяжесть проблемы для окружающей среды, качества жизни, особенно для людей живущий в зданиях и домах поблизости. Цена программы составляет 35 000 000 евро, это два гранта от европейских банков — Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, плюс грант Евросоюза. Для Еревана второй такой программой станет уличное освещение Еревана, это программа стоимостью в 7 000 000 евро, осуществляющаяся Европейским банком реконструкции и развития и мэрией Еревана. И третья программа касается энергоэффективности в общественных зданиях, это кредит в размере 15 000 000 евро, предоставленный Европейским инвестиционным банком. Эти три программы недавно обсуждались в координационном комитете, и мы поняли, что есть некоторые задержки, которые, как мы надеемся, будут решены, потому что это очень важная программа для простых граждан. Мы хотим, чтобы обычные граждане как можно скорее почувствовали преимущества программ. К сожалению, за исключением программы энергоэффективности, есть несколько задержек в двух других программах. Я это отмечаю, поскольку теперь мы надеемся, что новая администрация Еревана после выборов будет продвигать вперед эти программы.
Новой Армении нужны более хорошие показатели в деле осуществления более крупных инфраструктур. Нас не удовлетворяет то, что было раньше, большие сроки в осуществлении программ. Но, полагаю, эти три важные программы, в частности программа уличного освещения и твердых отходов, меняют внешний вид города. Есть и другие программы, в которые Евросоюз может вложить деньги. Первое это метро. Евросоюз и раньше инвестировал средства в дело модернизации метро. И на некоторых вагонах прикреплены логотипы Евросоюза, наверное, это единственные места в Ереване, где можно увидеть логотипы Евросоюза. Второй этап бюджета восстановления Ереванского метрополитена составляет 17 000 000 евро, кредиты – от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Таким образом, этот крупный проект, откладывается, но мы надеемся, что это хорошая инвестиция. Я не стану говорить о маленьких проектах, но если прибавить все эти цифры, то получается большая, и она показывает готовность Евросоюза благоустроить Ереван.
– Удовлетворяет и Вас осуществление программ ЕС и результаты?
– У нас сейчас есть возможность с критикой пересмотреть то, что раньше делал Евросоюз и что предстоит сделать сейчас – после революции. Мы заинтересованы в улучшении преимуществ для рядовых граждан. Если вы спросите меня о том, что было раньше, то я скажу, что есть очень ощутимые результаты нашей деятельности в Армении. И, позвольте повториться, за последние 20 лет Евросоюз оказал содействие Армении в виде грантов в размере свыше полумиллиарда евро. Есть конкретные результаты деятельности, которые можно увидет, но естественно, мы полностью не удовлетворены этим. Есть некоторые вопросы, которые должны получить свое решение. Я уже назвал первый пункт – длительные сроки выполнения наших программ. В среднем в Армении длительность осуществления программ составляет восемь лет, это самый медленный показатель в пространстве Восточного партнерства. Об этом мы говорим с правительством, для улучшения бренда Армении необходимо обратить внимание на ускорение темпов. Мы понимаем, почему процесс длится так долго, это в основном касается инфраструктур. Я уже говорил о программах по инфраструктурам, конечно же, это требует времени, все инфраструктурные проекты требуют больше времени, но основным вызовом для нас, я не имею в виду Евросоюз, а нашего партнера Армению – снизить среднюю длительность осуществления программ.
Вторая задача – лучше использовать предосталенный Армении ресурс, в рамках так называемой бюджетной помощи. Что означает бюджетная помощь? Мы больше не используем данную формулировку, мы сейчас говорим об отраслевых реформах, это означает, что когда мы подписываем соглашение с правительством, по которому мы содействуем реформам в данной сфере, то мы финансово помогаем правительству – для осуществления этих реформ. К сожалению, в прошлом много денег не было использовано, поскольку Армения своевременно не выполняла отправные нормы. Это важно, чтобы эти отправные нормы, согласно нашим контрактам были выполнены в срок, и из-за длительного осуществления Армения теряла средства, на получение которых имела право. Сейчас с новым правительством мы обсуждаем процедуры, которые позволят предотвратить ситуации, в которых Армения не может получить прибыль с положенных ей денег из-за медленного выполнения этих норм. Есть примеры, имевшие место в прошлом, 50 процентов средств, выделенных Армении на борьбу с коррупцией, не было предоставлено Армении, поскольку страна не уложилась в положенные сроки. К сожалению, есть и другие примеры. Мы сейчас хотим изменить это.
Полагаю, наши обсуждения с новым правительством находятся на правильном пути, чтобы предотвратить потерю этих средств. Как я уже отметил, есть несколько аспектов, по которым необходимы изменения: сократить сроки выполнения, в частности, по большим проектам, улучшить программы по отраслевым реформам. И третье – лучше использовать региональные фонды, управление которых находится в Брюсселе, поскольку очень много средств предоставляется на конкуретной основе, что означает, что Армения наряду с другими странами Восточного партнерства конкурирует для получение этих денег. Если другие страны предоставляют хорошие идеи, хорошие проекты, то они и получат эти деньги, а не Армения. И мы видим для Армении много возможностей, чтобы быть более конкурентной по сравнению с другими странами. Четвертый элемент, конечно, это более ориентированная помощь жителям Армении. И здесь нам необходимо сделать более интенсивным наш диалог с гражданским обществом и рядовыми гражданами. Мы сейчас желаем быть более открытыми для идей и ожиданий рядовых граждан Армении, поскольку, в частности в отдаленных местах лучше знают каким является лучший путь использования денег доноров. Таким образом, мы стоим перед вызовом поднять эффективность помощи ЕС с целью развития Армении.
Сейчас стратегически важным вызовом является превращение Армении в привлекательный бренд для ЕС. Если Армения в качестве нашего партнера сможет создать положительный, примерный бренд, то сможет претендовать на большие ресурсы в предстоящих финансовых рамках, поскольку в будущем году Евросоюз начнет обсуждения новых финансовых программ на 2021-2028гг. И если Армения сможет создать хороший бренд, то сможет больше пользоваться помощью Евросоюза. Мы не обязываем, все зависит от армян, но, конечно же, страна может показать, что в состоянии эффективно использовать средства на хорошие цели – без коррупции, когда граждане действительно могут почувствовать разницу. Евросоюз думает о том, чтобы его поддержка была бы видимой. Сколько флагов Евросоюза мы можем увидеть в Ереване? Даже с точки зрения топографии на карте Еревана Европы нет. Россия, Уругвай, Италия, Франция, Индия имеют свои улицы или площади. У Европы в Ереване нет даже маленькой улочки в отличие от других столиц Восточного партнерства, в отличие от Гюмри, где есть площадь Европы. В топографии Еревана Европы не видно. Мы надеемся работать с новым мэром Еревана.
Полагаю, выборы в Совет старейшин были очень важными. На них не было международных наблюдателей, следовательно, мы, как ЕС не можем исходить из официальных докладов СЕ или ОБСЕ. Однако судя по тому, какой была реакция политических оппонентов, эти были очень спокойные выборы, конечно, имели место некоторые нарушения. Я лично говорил с защитником прав человека и спросил его мнение. Даже с учетом того факта, что имели место жалобы по поводу нарушений, полагаю, у всех было ощущение, что в Ереване состоялись беспрецедентно свободные и справедливые выборы. Таким образом, новые муниципальные власти имеют высокую степень легитимности, и мы выражаем готовность работать с новой мэрией во благо Еревана.
– Каково Ваше видение Еревана?
– Мое видение заключается в сильном городе, являющимся региональным узлом, который своей культурой, образованием, новейшими технологиями “заражает” соседние регионы. Ереван имеет все преимущества для того, чтобы стать региональным узлом. Конечно, есть проблемы, связанные с закрытыми границами и отсутствием выхода к морю, можно сказать, есть ограничения, но в 21 веке, когда есть преимущества технологий по отношению к географии, можно развивать бренд Еревана в качестве регионального узла, в частности, человеческий капитал является самым важным аргументом. О каких сферах идет речь? Это культура, Армения на региональном уровне имеет большой потенциал. Это искусство, поскольку если армяне смогут создавать сильные образовательные учреждения, то будет сила притяжения для населения других стран региона, речь о разных направлениях – с Севера на Юг, Запад, Восток. И третье – новейшие технологии. Я не говорю, что Армения является местом для развития новой силиконовой долины, но если Ереван сможет создать бренд для региональных стартапов, в частности, новейшие технологии в различных сферах, то такое может быть, я вижу потенциал. Поскольку, если посмотреть на весь регион – Север, Юг, Восток, Запад, то Армения более созвучна с новыми технологиями, они «люди Фейсбука» по сравнению с другими странами.
Когда мы говорим о странах Восточного партнерства или бывших советских республиках, то самый высокий уровень грамотности в социальных сетях именно в Армении, и это объективные цифры. Это и есть сильные стороны Армении. Таким образом, да, я вижу потенциал, но вы нуждаетесь в хорошей системе управления, без коррупции, основанной на меритократии, а не непотизме – быть открытым для внешнего мира рассматривая его как возможность, а не угрозу и так далее. Учитывая произошедшие в апреле в Армении изменения я с оптимизмом смотрю в будущее. Если нам удастся сделать так, чтобы революция послужила во благо, если нам удастся превратить Ереван в региональный узел, где границы не будут иметь никакого значения, выход к морю не будет иметь никакого значения, поскольку в 21 веке главное не это: важны инновации, умственные, интеллектуальные способности, а этого в Армении много.
Ами ЧИЧАКЯН
Газета «Аравот»
17.10.2018г