Первые измеримые результаты внешней политики Никола Пашиняна вызывают обеспокоенность
Как говорится, цыплят по осени считают. Конечно, шесть месяцев, особенно, в «постреволюционный» период – небольшой срок. Можно еще указывать на «прежних» и «их заговоры», можно просить снисхождения у общественности, ссылаясь на «неопытность команды», можно даже всем вместе и авансом «сдавать своих», как это сделал во время своего последнего выступления в парламенте Пашинян, не называя имен, чтобы в случае очередного абсурдного шага кого-нибудь из них защитить собственное, очень любимое «я».
Однако, наверное, всем знакомо чувство, когда через несколько минут становится очевидным, что просматриваемый фильм уже не может стать интересным. К сожалению, именно таким неинтересным и быстро надоедающим фильмом становится внешняя политика «новой Армении».
Эти строки я пишу Пашиняну на фоне его американского фиаско, которое стало очевидным в ходе визита в Армению советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Впервые целью армяно-американского официального диалога были не сверка взаимных интересов и подходов, а извещение одной стороны об интересах другой. Создалось впечатление, будто Болтон является не советником президента США, а советником премьер-министра Армении, приехавшим подсказать, что нужно делать, а что – нет. Только непонятно, почему в ответ на это премьер не повторил озвученный в Москве принцип невмешательства в дела друг друга.
Итак, основные умозаключения после визита Болтона:
— Армения должна освободиться от «исторических шаблонов». Турция? Думаю, да.
— Премьер-министру на предстоящих выборах нужен высокий вотум доверия, чтобы суметь пойти на неблагоприятные решения в вопросе Карабаха. Болтон, фактически, повторил не только утверждение Азербайджана о том, что в блокаде Армении виновна именно Армения, но и напрямую оправдал закрытие границ Армении со стороны Турции и обоснование этого – политику поддержки Турцией Азербайджана в вопросе Карабаха.
— Армения не должна ждать новой помощи и даже прямых инвестиций из США. В лучшем случае могут быть частные инвестиции от граждан армянского происхождения США.
— Армения, наконец, должна стать самостоятельной и независимой. Не думаю, что Болтон имел в виду отношения с США. Очевидно, что намек касается стратегического союзника Армении России.
— США не отрицает, что продавали и могут продолжать продавать оружие Азербайджану. Армения, в случае желания, может перейти от российского оружия к американскому: во сколько обойдется это суверенное решение государственному бюджету Армении и налогоплательщикам, совершенно неважно с точки зрения государственных интересов США.
— В вопросе Ирана у Армении нет иных альтернатив, чем полноценное применение американских санкций. С территории дружественной и соседней Ирану страны – Армении сделано заявление о том, что кольцо вокруг Ирана будет сжиматься. Несомненно, это очень деликатное и партнерское отношение к интересам Армении.
В дипломатии очень важны не только содержание сказанного, но также место и время. По сей день партнеры Армении проявляли деликатность на территории Армении и в своих касающихся соседей и друзей Армении заявлениях во время встреч с должностными лицами Армении. Что или кто развязал им руки в «новой Армении»? Надеюсь, это не «черные контрреволюционеры» и не «гордый народ».
Не знаю, о чем еще говорилось за закрытыми дверями, но если это открытая часть, то можно уверенно догадаться об остальном. И прийти в ужас. От того, как в течение шести месяцев из имеющего сбалансированную внешнюю политику государства, которое уважают, которому доверяют и с позициями которого считаются, мы превратились в страну – в которой и о которой говоря, иностранные дипломаты и должностные лица даже не пытаются остановиться на минуту и подумать об интересах Армении.
Не думаю, что эти формулировки Болтона имеют какое-то отношение к переговорному процессу. Обычно такие заявления готовятся до встречи и даже до начала визита. Следовательно, эти подходы отражают позиции США, сформировавшиеся в ответ на произошедшую в Армении смену власти и вытекающую из этого внешнюю политику.
Будучи вовлеченным около 15 лет во все международные встречи высшего руководства Армении, не помню хотя бы одного случая, чтобы американские партнеры ставили под сомнения стратегическое союзничество Армения – Россия. Однако помню о специальном телефонном звонке вице-президента Байдена, чтобы сообщить президенту Саргсяну, что США с пониманием относятся к суверенному решению Армении о присоединении к Евразийскому экономическому союзу.
Что дало основание Болтону считать, что в Армении можно говорить по формуле «уступки взамен открытых границ»? Надеюсь, не миротворческие выступления госпожи Анны Акобян на очерченной кровью героев и защищаемой армянским солдатом границе Арцаха. Пули нельзя превращать в украшения. Это абсолютно неприемлемый символизм. Пули и оружие нужны для защиты границы, государства, независимости и безопасности. Даже в самой безопасной и мирной стране. Вызовы нашей безопасности не начинаются и не заканчиваются в Арцахе.
Кстати, о сравнении американского и российского оружия. Напомню незнакомым с этой сферой, что российское оружие, которое, кстати, международные эксперты считают не хуже американского, Армения как член ОДКБ, по крайней мере, по сей день покупала по внутренним ценам России – в основном по доступным кредитным программам или получала в виде содействия. Имеет необходимую техническую базу и специалистов для его хранения и обслуживания. С точки зрения планирования, обслуживания, ремонта, обеспечения укомплектованности и применения вооружений, обучения персонала предпочтительно приобретать однотипное, произведенное в одной и той же стране военную технику. И не менее актуальный вопрос, каким должен быть мотив России для предоставления Армении оружия бесплатно или по доступным ценам, если Армения приобретает его в других местах по рыночным ценам.
Не сомневаюсь в том, что Болтон очень хорошо осознает все это. Сказанное им было не предложением Армении покупать американское оружие, как поспешили представить это некоторые аналитики, а оправданием продажи Азербайджану этого оружия. А в том, что имеющая большой опыт использования американской военной техники и огромный запас такой техники и запасных частей Турция поможет Азербайджану во всех вышеуказанных вопросах, можно не сомневаться. Кстати, призовет ли Болтон Азербайджан стать «наконец самостоятельным», намекая на военное союзничество с Турцией.
Угроза санкций в отношении Ирана не первые озвучивается в отношениях США – Иран. Армении всегда удавалось найти ту золотую середину, которая позволяла соблюдать требования международного права, но в тоже время осуществлять вместе с Ираном очень важные совместные программы. Американские партнеры всегда с пониманием относились к нашим жизненным интересам. Никогда не угрожали нам «сложной иранской границей». Из этих заявлений мы, и, фактически, не только мы, узнали, что Армения в ближайшее время может быть вовлечена также в антииранскую политику, что является опасным не только для Армении, но и всего региона. Это стало важным дополнением к озвученному премьером заявлению о том, что нужно сломать хребет проходящего через Сюник наркотрафика. Кстати, заявление, эффект использования которого азербайджанской пропагандистской машиной по карабахской теме мы увидим в ближайшие недели.
Американские администрации часто проявляли скупость в вопросе надлежащей оценки Геноцида армян. Но всегда были скованы этим. Иногда призывали Армению продолжать прилагаемые в направлении восстановления отношений усилия, за которые неоднократно очень высоко оценивалась политическая воля руководства Армении. Однако призывать Армению освободиться от «исторических шаблонов» вместо призыва к Турции признать собственную историю, как это сделал в Анкаре президент Обама, считаю крайне новым нежелательным подходом в американской политике. Уверен, что армянская община Америки и лоббистские структуры отреагируют на это.
Какой месседж является основным и вытекающим из интересов нашей страны в ходе визита в Армению советника Болтона? Спросите премьера Пашиняна. Я не смог уловить подобное хотя бы в обобществленной части этого визита.
Можно было бы чуть мягче отреагировать на проблемы этого визита, если бы не было таких международных курьезов, как голословные обвинения в российской прессе двух крупнейших российских компаний – Газпром и Российские железные дороги, замораживание и провал американских и европейских инвестиционных программ, отказ от предложения одной из европейских стран о сверхвыгодном крупном кредите (кстати, согласно высказанным некоторыми экспертами мнениям, в результате двух последних причиненный государственному бюджету ущерб уже в несколько раз превышает даже «висящую в воздухе» и еще не оприходованную в бюджет сумму «громких коррупционных разоблачений» и это цифра продолжает расти), абсолютно парализованное состояние действий, предусмотренных рамочным соглашением с ЕС, избежание обсуждения с канцлером ФРГ факта продажи немецкой компанией оружия Азербайджану, сложнореализуемое и спорное обязательство отправки специалистов в Сирию, «де-факто» потеря должности генерального секретаря ОДКБ или неизбежная перспектива резкого искусственного сокращения эффективности деятельности генерального секретаря – гражданина Армении, перенос заседания ОБКБ из Еревана в Москву. И этот список можно продолжить.
Конечно, на другую чашу весов можно поставить инициированный и подготовленный еще в дни «старой Армении» удавшийся саммит Франкофонии, но с точки зрения внешней политики Армении он безоговорочно менее значим, чем многочисленные проблемы, которые просматриваются в отношениях Армения – США, Армения – Россия, Армения – Иран.
Кстати, господин Пашинян, не вздумайте вдруг перекладывать вину за все это на профессионалов, ответственных за сферу внешней политики. Они не революционеры и не контрреволюционеры, они просто продолжают служить Родине. В принятии решений по серьезным вопросам правильно прислушаться к ним, а не перекрывающим под Вашим руководством улицы, соорудившим сложно-разрушаемые баррикады, разделившим общество на черных и белых и потерявших голову от резкого карьерного взлета авантюристам. Допущенные в этой сфере ошибки сложно восстанавливаются и могут быть судьбоносными.
Вы – основной ответственный за внешнюю политику. В этом направлении Вы сейчас последовательно разрушаете все то, что создавалось десятилетиями. Если срочно не исправите ситуацию, самостоятельно и умело не возглавите процесс, возможности профессионалов продолжат сужаться, как в течение последних шести месяцев. Конечно, хорошо, что Вы пытаетесь быть доступным народу, но ведь Ваши министры, послы, советники – тоже народ. Иногда принимайте и слушайте и их.
Виген Саргсян,
Экс-министр обороны РА
https://www.facebook.com/vsargsyan01/posts/188382248743822