«Власть должна быть подотчетна общественности, а не какие-то сегменты власти быть подотчетны власти», – сказал руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц в ответ на новую инициативу КГД, согласно которой неправительственные организации обязаны сделать финансовую деятельность полностью видимой. По этому поводу Комитет государственных доходов представил новый законопроект.
В ходе обсуждения в Медиа-центре вчера Артур Сакунц сказал: «Этот законопроект противоречит принципу отношений между гражданским обществом и правительством в демократическом государстве, и только в авторитарном государстве правительство пытается установить полный контроль над всеми аспектами жизни и деятельностью общества».
Господин Сакунц призвал КГД контролировать Армянскую Апостольскую церковь, где «циркулируют огромные финансовые средства».
По словам Сакунца, НПО уже представляют свои финансовые отчеты в налоговый орган. «В проекте совершенно не обосновано, в чем состоит смысл этого отчета. Наложение бремени подотчетности на гражданское общество означает создание инструмента для вмешательства в деятельность неправительственной организации».
В ответ присутствовавший на обсуждениях руководитель Юридического департамента КГД Арман Мнацаканян сказал, что в настоящее время ему трудно сказать, какой юридический статус имеет Армянская Апостольская церковь.
Арман Мнацаканян представил необходимость перемен. Он сказал, что во время применения действующего закона возникли разночтения, и закон меняют для их исключения: «Согласно действующему законодательству, НПО должны ежегодно публиковать отчет о своей деятельности, если источником приобретения собственности являются государственные средства. Предусматривается, что требование о представлении отчета должно применяться ко всем неправительственным организациям, но там оно разделено на публичные и непубличные отчеты».
По словам должностного лица КГД, государственный сектор будет включать название финансирующего органа государственного управления и местного самоуправления, название юридических лиц, резидентность и организационно-правовую форму, а также группу лиц в соответствии с суммой поступлений.
Непубличная часть будет включать в себя имя, фамилию субъекта, размер финансирования, при наличии паспорта – его данные, номера государственной службы: «Непубличная часть предусматривает исключительно закон, который должен осуществлять государственный контрольный орган, и они не будут опубликованы», – сказал господин Мнацаканян.
Он заверил, что существуют проблемы с защитой персональных данных в соответствии с действующим законодательством. Однако, представители гражданского общества считают, что законопроект ставит под угрозу источники финансирования НПО.
У юрисконсульта Международного антикоррупционного центра «Транспаренси Интернешнл» Эрикназ Тигранян возник ряд вопросов: все ли НПО должны публиковать отчеты, и когда это бремя возлагается на НПО, какие цели при этом преследует государство. «Является ли преследуемая цель настоль серьезной и весомой, что стоит ставить НПО в такое положение? Например, публикация отчетов в azdarar.am будет стоить немалых расходов и все ли НПО имеют эти возможности?».
По словам госпожи Тигранян, получается, что теперь всех рассматривают в одной плоскости, не учитывая масштабов их деятельности и финансовых возможностей. Она также сказала, что «очень плохо, что проект был разработан без их участия».
Юрист Армянской общественной организации «Армянская ассоциация юристов» Артем Месропян считает, что многие положения законопроекта являются проблематичными: «Представленные отчеты будут включать не только результаты деятельности по части общественных денежных средств, а охватят всю деятельность, которую НПО уже осуществляют. Органу надзора предоставляются дополнительные инструменты и средства для вмешательства в деятельность неправительственных организаций».
Фото — Медиа-центра