«Борьба гигантов закончилась,
начались ссоры пигмеев».
Уинстон Черчилль, «Мировой кризис»
Париж 11-го ноября стал столицей мира. Сто лет назад в Компьенском лесу во Франции было заключено перемирие, положившее конец Первой мировой войне. Эта история известна, но еще не стала историей, поскольку наследие произошедшего сто лет назад по сей день дает о себе знать, по сей день говорят о необходимости извлечения уроков, а также говорят, что уроков не извлекли…
По инициативе президента Франции Эммануэля Макрона с ежегодной периодичностью будет проводиться «Парижский форум мира», который претендует на то, чтобы параллельно с Мюнхенской конференцией по безопасности стать площадкой для важнейших дискуссий в Европе и мире, и в день столетия завершения Первой мировой войны был дан старт.
Примечательно, что он ознаменовался предупреждением со стороны лидеров Франции и Германии, а также генерального секретаря ООН, что нынешние реалии перекликаются с с событиями периодов, предшествующих и последующих за Первой мировой – 30-ыми годами. «Это дает нам основания опасаться, что в результате может произойти непредвиденная цепь событий», — сказал Антониу Гуттериш на парижском форуме.
Было констатировано, что воинствующий национализм, протекционизм, изоляционизм и милитаризм привели как к Первой, так и ко Второй мировой войне. «Патриотизм — полная противоположность национализма. Национализм является предательством патриотизма. Говоря «Наши интересы прежде всего, пусть там происходит с другими будь что будет», вы уничтожаете самое ценное, что может иметь нация, то, что делает ее живой, большой, и, самое важное, ее нравственные ценности», — сказал президент Франции Макрон в своей речи на форуме.
Примечательно было и то, что на форуме не участвовал лидер Свободного Мира – президент США Дональд Трамп, но участвовали лидеры России и Турции…
Да, сформировавшийся поражением нацизма в 1945-ом и большевизма в 1991-ом нынешний миропорядок находится в серьезнейшем кризисе. Оказывается, он не удовлетворяет авторитарных неоимперских лидеров, и они открытым текстом выражают свое недовольство. Они требуют еще большего «уважения», точнее – вымогают.
А что этому противопоставляют лидеры-стражи миропорядка?
Они призывают к диалогу, сотрудничеству, полагая, что убедят авторитарных, недовольных лидеров отступиться от своих действий, своих замыслов, своего мировоззрения, полагая также, что сотрудничество, а также собственный пример «заразят» их здравым смыслом и нравственностью, свободолюбием и миролюбием. Иногда еще, без большого энтузиазма, они применяют санкции, полагая, что сочетания кнута и пряника может совершить чудеса, и разваливающие миропорядок авторитарные лидеры откажутся от своих заблуждений и придут к солидарной позиции…
В свое время Италию, а затем большевистскую Россию исключили из Лиги Наций, за нападение соответственно на Абиссинию и Финляндию, и что? И ничего! И дуче, и Сталин, вооруженные до зубов, всего лишь насмехались над этим разоруженным морализаторством.
Сегодняшние стражи миропорядка не выполняют своих же взятых на себя обязательств: военные расходы в размере 2 процентов ВВП обеспечивают лишь семь стран-членов НАТО, неприкосновенность границ Европы нарушается, базирующиеся в основном в Турции мафиозные группировки наводняют Европу беженцами, прикрывая это величайшее преступление за дымовой завесой «войн и кризисов», а беженцев превращая в пистолет, приставленный ко лбу Европы. И никто не спрашивает, а порождением чего являются эти «кризисы»?
Россия и Турция беспощадно и безнаказанно терзают Сирию, лидер которой, Асад, просто не хочет уходить, поскольку и не может, идти некуда. Украина своей героической самообороной провалила замысел Путина превратить страну в новую Сирию или Сомали, тогда как Москва не только не отказывается от своей неоимперской, деструктивной политики во всем постсоветском пространстве, но и пытается распространить ее по всему европейскому континенту, стремясь взорвать Европейский Союз и идею Единой Европы изнутри, даже финансово поощряя европейские экстремистские и маргинальные силы. Российская пропаганда самым токсичным образом попросту высмеивает европейские ценности. А российская и азербайджанская коррупция просто «разъедают» европейские структуры, своими «ландроматами» проникли в европейские финансовые структуры. И что? И ничего! В лучшем случае – увещевания, что «так нельзя».
Очень правильно заметили лидеры, генсек ООН, что эти параллели с событиями 30-ых просто очевидны, а опасения – вполне обоснованы и уместны.
И сегодня, как и в 30-ые, события показали, что сильны не выскочки, бросившие перчатку миропорядку, а слабы те, кто призван быть стражем миропорядка, слабы или ленивы – страдающие политическим дальтонизмом, не осознавшие причинно-следственных связей, плохо понявшие даже школьный учебник истории, жадные, недальновидные, шкурно-эгоистичные, безответственные и неадекватные. Сегмент политического класса в Свободном Мире, являющийся носителем не стратегического, а бюрократического и бухгалтерского мышления, не способный ни к чему, кроме дежурных призывов к «диалогу», свой век отжили, и политическая смена поколений стал требованием, вытекающим из интересов глобального мира.
Первая мировая для нас – не абстрактное событие. Для армян и Армении Первая мировая завершилась общенациональной катастрофой: мы потеряли бо՛льшую часть нашей Родины, полтора миллиона армян стали жертвами геноцида, спасшиеся рассеялись по всему миру. Но с другой стороны, одновременный развал Османской и Российской империй и широкомасштабное вовлечение Соединенных Штатов в Европейскую политику создали историческую возможность, чтобы после тысячелетнего государственного небытия государство Армения возродилось.
Жизнь показывает, что прошедшие сто лет еще недостаточны для осмысления произошедшего, следовательно, это еще не история, это еще остается нашей действительностью. И миссия сегодняшнего поколения Свободного Мира состоит в том, чтобы не дать стать реальностью те опасения, которые были выражены на Парижском форуме. А для Армении, имеющей тесные отношения с Россией и непосредственное соседство с Турцией, это просто вопрос экзистенциального характера. Очень важно то, что сказал Никол Пашинян на парижском форуме: «Мы не можем изменить историю, но история может изменить нас, чтобы наше будущее было более хорошим».
Мы не можем позволить, чтобы Россия за последние сто лет обвалилась нам на голову в третий раз, а Турция вместе со своим «братом» Азербайджаном продолжали оставаться источником угрозы, а мы отдались капризам судьбы. Больше никогда!
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
13.11.2018г
И что же для этого нужно? Правильно! Полная консолидация всей нации. ВСЕЙ! Возьмите пример с евреев — не имея государственности более 2000 лет они имеют сейчас маленькое по территории но большое по значимости государство Израиль. Перестаньте грызть друг другу глотки из-за сомнительной кормушки, отбросьте ,,умные» фразы типа ,,Вы меня не убедили» и прочее. И вспомните, наконец, заветы незабвенного НЖДЕ. Не только вспомните, но и живите по ним, ибо его заветы никогда не устареют — они для всей нации и для всего исторического пути нашего народа.