«Компания, занимающаяся изучением проекта «Амулсар», выполнила предварительную оценку качества, в ходе которой уже есть заявки, но окончательный отбор не был выполнен, так как это не ограничивается рамками нашего министерства, тендерный процесс будет проводиться в рамках другого ведомства», – об этом вчера сообщил министр охраны природы Эрик Григорян во время встречи с журналистами.
В ответ на вопрос, по каким принципам будет проводиться тендер, Григорян сказал, что условия предварительной квалификации представлены в интернете: «Условия довольно жесткие, воздействие на водные ресурсы, биоразнообразие, геологию и воздух». Григорян сказал, что для мониторинга окружающей среды были взяты образцы воды, осадка и почвы: «У нас пока нет результатов, потому что нам может понадобится провести дополнительную работу».
Отвечая на вопрос о Техутском руднике, и.о. министра сказал, что, согласно последним официальным разъяснениям компании, эксплуатирующей рудник, существует проблема с запрудой и она не может эксплуатироваться. «Я думаю, что Министерство по чрезвычайным ситуациям должно также дать некоторые разъяснения относительно статуса плотины. В финансовом плане, об изменении одного владельца рудника на другого, я ничего не могу сказать. Система мониторинга, которая была внедрена, и по которой все организации обязаны ежеквартально предоставлять данные, Техутом представлены. Министерство имеет дело с выданными лицензиями и соглашениями, но если я не ошибаюсь, проверки со стороны экологической инспекции в Техуте должны быть в годом плане. После этого результаты станут ясны».
Может ли Григорян гарантировать, что из Севана не будут осуществляться дополнительные попуски воды, и не будет проблем с водохранилищами, он ответил, что не может этого гарантировать: «Но я могу гарантировать, что мы должны сделать все возможное, чтобы не было дополнительных попусков.
Дополнительный водозабор объясняется тем, что дополнительные водохранилища, которые следует приплюсовать к водозабору, и за счет подземных водных бассейнов и речные вод, и находящиеся под этими водохранилищами ГЭС, согласно нашим расчетам, производили значительное количество электроэнергии в течение этих сезонов, чего не должны были делать. Проще говоря, ГЭС в зимние месяцы забирали воду из водохранилищ, поэтому вода в водохранилищах оставалось мало. В водохранилищах было мало воды, и поэтому возникала потребность дополнительном водозаборе.
И самый важный вопрос – как , сколько и кому достигается эта вода. В этой связи недавние исследования показали, что водопользователи десятилетиями использовали воду без регистрации. Вчера на правительственном заседании премьер-министр поручил создать рабочую группу. Задача состоит из нескольких компонентов, уточнить, какова потребность, потому что представляемый объем и собираемые за воду деньги, различаются в разы». Григорян сказал, что в Армении имеется 7-8 миллиардов кубометров поверхностных вод, но нам не удается обеспечить потребность в 2 миллиардах кубометров воды.