Люди создали государственный институт под названием «парламент», исходя из той «допущения», что, скажем, 100 человек, собравшихся и устроивших спор, примут более мудрое решение, чем отдельная личность. Я, честно говоря, с оговоркой отношусь к данному допущению, поскольку эти 100 человек могут заразить друг друга не только мудростью, но и глупостью. Кроме того, из истории, пусть даже из бытовых примеров, известно, что из объединения интересов 100 человек, не всегда получается что-то разумное.
Ни один человек не является совершенным и, непогрешимым, ни даже группа из 100 человек, и смысл парламента, по большому счету, заключается в том, чтобы разумные или сумасбродные решения одного человека сдерживались и уравновешивались решениями нескольких десятков людей, качество которых также не гарантировано. Система не защищает от провалов и даже катастроф, но, как говорится, ничего лучше этого человечество пока еще не изобрело.
Является правление парламентским или президентским, здесь совершенно не имеет значения. Взаимное сдерживание отдельной личности и парламента действует и в Германии, управляемой парламентской системой, и в являющейся конституционной монархией Великобритании, и в «президентских» Соединенных Штатах. А вот, например, во Франции в этом плане возникают проблемы. если рейтинг президента составляет 70 процентов, то страна стабильна, и если он спускается до 20 процентов, то возникают большие и малые потрясения. Конституция, «скроенная» под харизматического генерала де Голля, создает трудности для нехаризматических фигур, таких как Олланд или Макрон.
В Армении противовесы личности и парламента не работают. С того момента, когда 16 октября 1991 года Левон Тер-Петросян был избран президентом Армении, то есть, уже 27 лет, в нашей стране все определяется одним человеком. Фамилии этих людей известны всем, и проблема здесь совершенно не в каких-либо фамилиях. если лицо, принимающее решения, наделено абсолютной властью, если нет механизмов для сдерживания его деятельности, то какой бы прекрасной личностью не был этот человек, стабильность страны всегда в опасности.
Парламент в этой ситуации играет, и, к сожалению, я полагаю, будет и дальше играть исключительно декоративную роль. Ярким примером этого является то, что во время переворота (1997) или революции (2018) парламентское большинство устремляется за сильным и клянется ему в преданности. Депутаты понимают, что сменился тот единственный человек, принимающий в Армении решение, и, естественно, нуждаются в его покровительстве. Какого-либо желания сдерживать или уравновешивать у них нет.
Не совсем понял. Автор призывает к парламенту без оппозиции? ,,В Армении противовесы между парламентом и личностью не работают». Впрочем, в России то же самое — все решения принимает Путин. В одном из своих комментариев я писал, что парламент без оппозиции даже лучше — принимается единственно правильное решение. Но с одной оговоркой — если парламент единогласно избран народом. И если народные избранники не предают интересы народа, а реально решают насущные проблемы людей и проводят в жизнь решения по их исполнению. В этом случае и будет полное единение народа со своим правительством. Звучит, как утопия. Но… я правильно понял автора?
Даже самая сложная наука основывается на нескольких примитивных аксиомах в математике или постулатах в физике или догматах в религии, общее между аксиомой, постулатом и догматом — они не доказуемы и их принимают на веру. В живых системах роль аксиом играют безусловные ценности, на основе которых и образуются условные ценности. Как отдельный человек так и народ имеют свои безусловные ценности, государственные задачи можно решать только с помощью народа и поэтому государство должно уметь научно управлять народом так, чтоб задачи решались эффективно и с минимальными потерями. Например, если срок службы в армии сократить наполовину, тогда во время активных действий потери будут значительно больше чем если срок службы не сокращали. Точно также, государство экономические задачи должно решать с помощью народа — научить народу частному труду и во время экономических баталий на мировой арене армия частников разгромит конкурента и частное предпринимательство должно рассматриваться как основа регулярной экономики. И всё что не относится ни к силовой, ни материальной сфере деятельности народа — научная, духовная сфера, в этой сфере также государство воспитывает народ, тогда народ становится самодостаточной нацией и полностью и с удовольствием готов участвовать в мировых силовых, экономических и научно-духовных активных действиях. Всеобъемлющее и профессиональное участие народа в государственных делах — это и есть истинное народовластие.