25 ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонные разговоры с президентами Украины и России Петром Порошенко и Владимиром Путиным относительно инцидента с участием российских и украинских кораблей в Керченском проливе. Причем, телефонный разговор с украинским президентом состоялся по инициативе Порошенко, а телефонный разговор Путина-Эрдогана – турецкой стороны.
Можно предположить, что Турция, несмотря на большое желание Украины, не будет вмешиваться в российско-украинский кризис, во всяком случае, столько времени, пока существует проблема Идлиба и курдов. Находящиеся в сотнях километров друг от друга горячие точки фактически взаимосвязаны, и нарушение баланса в одном из них неизбежно скажется на другом.
Вынесение Эрдоганом на саммит G20 «вопроса» Азова, вероятно, будет созвучно вчерашнему заявлению турецкого МИД, в котором внешнеполитическое ведомство сообщает, что официальная Анкара «обеспокоена ситуацией в Азовском море и Керченском проливе и призывает обеспечить безопасное плавание судов Украины через Керченский пролив», а также призвал уважать международное право и избегать шагов, которые могут угрожать миру и стабильности в регионе. Это заявление никоим образом не противоречит позиции России. Более того, содержащиеся в нем формулировки являются осторожными и общими.
Это неудивительно, поскольку Турция, которая не могла не откликнуться на этот инцидент, оказалась в довольно неприятной ситуации. С одной стороны, это просто хорошие отношения с Порошенко, а с другой стороны, практически и в некоторых случаях имеющее жизненно важное значение партнерство с Россией. В нынешней ситуации Турция, скорее всего, попытается избежать прямого участия в Азовском кризисе.
Владимир МАРТИРОСЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Айкакан жаманак»