Инициатива «Партнерство во имя открытого общества» организовала вчера в ЕГУ общественные обсуждения на тему «Повестки гражданского общества в преддверии выборов в НС».
Глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц отметил, что гражданское общество должно поднять перед политическими силами, участвующими в предстоящих парламентских выборах, вопросы, которые важны для дальнейшего развития Армении. Он подчеркнул важность наличия противовесов власти.
Адвокат Ваге Григорян рассказал о переходном правосудии. Он сказал, что, например, в исполнительной власти или других руководящих органах могут ввести так называемые фильтры – систему проверок, которая позволит не допустить к рычагам власти тех, кто ранее был вовлечен в коррупцию. В некоторых странах применяется также механизм люстрации, который вводит ограничения на сообщества и группы людей, являя собой опыт защиты государства от лиц, вовлеченных в коррупцию.
Ваге Григорян сказал, что сейчас у нас есть проблема с событиями 10-летней давности, и то, что мы считаем решением, на самом деле не решение, а создание новых проблем. «Если принять во внимание непосредственное участие судебной системы в прошлом в рассмотрение политически мотивированных дел, я могу заверить вас, что это очень безнадежный путь. Должны ли формироваться новые органы, это вопрос обсуждений. Переходное правосудие станет одним из наиболее обсуждаемых и приоритетных вопросов в ближайшем будущем».
Один из участников группы спросил, можно ли осуществить переходное правосудие без потрясений. Сакунц ответил, что единственное место, где нет потрясений – это кладбище. Ваге Григорян же сказал, что даже преподаватели юридического факультета ЕГУ высказывают по поводу переходного правосудия такие мнения, что становится ясным, что они не знают, что это такое. Студенты поинтересовались, есть ли в нашей стране такие специалисты для проведения правосудия переходного периода. Ваге Григорян ответил, что да, такие эксперты есть.
Студента факультета журналистики ЕГУ интересовало, когда будет раскрыто дело «1 марта». Ваге Григорян ответил: «Я не могу сказать, когда будет раскрыто дело «1 марта». Единственное, что говорили правоохранительные органы за последние 10,5 лет, это то, что они не в состоянии его раскрыть. Они говорили, что пострадавшие не хотят давать показания. Я даже не сравниваю достижения за последние 3-4 месяца с прошедшими 10,5 годами. Известно, что с большой оперативностью раскрываются новые обстоятельства. Я верю, что однажды дело будет раскрыто».