Третий номер пропорционального списка РПА Давид Шахназарян несколько дней назад пообещал, что он должен представить четкие факты, которые доказывают, что скандальное заявление Сасуна Микаеляна не было случайным.
Вчера он представил эти обстоятельства. Давид Шахназарян напомнил, что во время прежней власти было подписано Соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве с ЕС, в котором определены три принципа международного права и Хельсинкского заключительного акта: территориальная целостность, равенство народов и право на самоопределение, а также неприменение силы и угрозы силой. «Этот документ был подписан всеми 28 государствами-членами ЕС. Позиция ЕС заключается в том, что эти три принципа должны быть неукоснительно закреплены в случае подписания аналогичного документа с Азербайджаном. Только в конце этого года высокопоставленные чиновники ЕС сказали об этом мне и многим другим, что с властями Армении есть эта договоренность. В этом году Азербайджан ведет переговоры о подписании аналогичного документа с ЕС. Переговоры уже закончились и были очень близки к завершению, и те же люди – высокопоставленные чиновники ЕС, которые утверждали, что эти три пункта должны быть введены, теперь говорят, что будут другие формулировки. Это огромная потеря, а в отношениях этого правительства с Европой – крупнейшее поражение. Пока документ не подписан, есть время, попытайтесь что-то сделать. Потом уже не жалуйтесь, что ЕС руководствуется двойными стандартами, не обвиняйте ЕС, как сегодня вы обвиняете весь мир. У вас пока еще есть время, попытайтесь! Я уверен, что они не будут пытаться, потому что это часть их политики».
Давид Шахназарян сказал, что через два дня после выступлений на саммите ООН, в Душанбе, по словам власти, состоялась «историческая» встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, после чего было объявлено о достижении договоренностей, что должен строго соблюдаться режим прекращения огня и установлена оперативная связь: «Потом постоянно, без какого-либо повода, нынешние власти представляли это как величайшее достижение. Сейчас мы выясним, что на самом деле произошло. Могли быть два вопроса, которые мог обсудить премьер-министр РА с президентом Азербайджана, других вопросов не могло быть. Первый – Венская, Санкт-Петербургская и Женевская повестка, связанная с мероприятиями на линии соприкосновения, и второй вопрос гуманитарного характера – обмен военнопленными. Они пытались представить, будто нынешнее спокойствие на линии соприкосновения – результат Душанбинской договоренности, а не предусмотренное трехсторонним договором 94-го и 95-го, и я не знаю, они читали этот документ, или не читали».
Давид Шахназарян сказал, что Азербайджану абсолютно невыгодно сохранять перемирие и тишину. Если в дипломатии противник предлагает что-то полезное для вас, то в этом есть большая западня, и об этом надо думать: «Вскоре после этого мне стало ясно, что произошло. Шестого ноября министр обороны Давид Тоноян заявил, что после установления оперативной связи между Арменией и Азербайджаном Баку стал конструктивным. В тот же день и после этого сам президент Азербайджана выступил с резкими неприемлемыми заявлениями о том, что не только Карабах, но и Армения является частью Азербайджана, что мы должны покинуть оккупированные территории. И что в этом конструктивного? Оказалось, что Давид Тоноян сказал правду. Несколько иное значение имеет слово «конструктивное», но полностью соответствует действительности. Что же произошло и на нашей границе с Нахичеваном, и на линии соприкосновения между Республикой Арцах и Азербайджаном? Начиная с мая, Азербайджан продвинул вперед свои позиции на линии соприкосновения с Нахичеваном. Напомню несколько заявлений Минобороны: сначала говорили, что это произошло на их части границы, а потом, когда им дали понять, что никакой границы не существует, так как во время Советского Союза между РА и Азербайджаном, в том числе и на участке Нахичевана демаркации границ не было, то и говорить о границах бесполезно. После этого тон несколько изменился, а недавно МО сделало такое заявление: «Да, имело место продвижение вперед позиций Азербайджана, но это произошло на их участке нейтральной зоны».
Попытайтесь понять, что это значит. Во-первых, нет нейтральной зоны, нет границы, есть межпозиционная территория, это временное пространство значительно сократилось с мая. Уже в сентябре вооруженные силы Азербайджана, дислоцированные в Нахичеване, увеличили контроль над территориями, в несколько раз превышающими 800 гектаров, о чем неоднократно говорилось после четырехдневной войны 2016 года. Что произошло после встречи в Душанбе? Те позиции, которые были выдвинуты вперед, после 27 сентября уже были обеспечены дорогами, которые будут обеспечивать жизнеспособность этих позицией Азербайджана. Вот для чего нужны так называемые Душанбинские договоренности. Там уже построены дороги, работала техника, я не говорю уже о том, что были обстреляны территории принадлежащие селам Зангакатун и Арени. Раньше ничего такого не было».
По словам Шахназаряна, в прессе было написано об этом, но это не стало предметом обсуждений, для властей эти обсуждения являются табу. Давид Шахназарян считает, что сказанное Давидом Тонояном слово «конструктивное» было неправильным, но было бы правильно использовать слово «строительное», потому что Алиев проводит строительные работы на границе.