В Грузии в последний раз избрали президента страны путем прямых выборов
28 ноября в соседней Грузии в последний раз избрали президента страны путем прямого голосования. Согласно конституционным поправкам, через шесть лет – на следующих выборах в 2024 году, президента страны назначит коллегия выборщиков, состоящая из 150 депутатов парламента и 150 представителей регионов и муниципальных властей.
Борьбу за президентский пост во втором туре выборов вели пользующаяся поддержкой лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили – Саломе Зурабишвили и представитель грузинской оппозиции Григол Вашадзе – два экс-министра иностранных дел.
Согласно результатам второг тура, соперников разделяли почти 20 процентов голосов, однако оппозиция отказывается принимать результаты выборов. Согласно официальным данным, Вашадзе во втором туре получил свыше 40 процентов голосов избирателей, Саломе Зурабишвили – 60. Грузинская оппозиция предлагает властям начать переговоры с целью «поисков разрешения политического кризиса в стране». Об этом в воскресенье в ходе митинга на улице Руставели заявил Григол Вашадзе.
«Мы призываем правительство создать рабочую группу — предположим, из пяти человек, если у вас имеется столько квалифицированных лиц! Мы создадим нашу делегацию из такого же количества человек. Под наблюдением гражданского общества, цивилизованно, конструктивно, по-европейски, с соблюдением юридических норм, сядем, и обсудим выход из этого политического кризиса. Мы даем вам срок до 16 декабря. Именно от этого ответа будут зависеть наши дальнейшие действия»,-сказал он.
Главное требование грузинской оппозиции на данном этапе – проведение новых парламентских выборов, которые должны произойти после смены всех членов избирательных комиссий, Центризбиркома. Вашадзе называет всю избирательную систему Грузии коррумпированной. «Мы готовы вовлечься в политический процесс. Мы не остановимся до тех пор, пока не добьемся выполнения наших требований. Сфальсифицированные президентские выборы являлись индикатором политической ситуации в стране, они показали, что партия «Грузинская мечта» лишена мандата по управлению страной и общественного доверия. Именно поэтому мы требуем проведения досрочных парламентских выборов».
Отметим, что 16 декабря – в тот день ультиматума грузинской оппозиции запланирована инаугурация новоизбранного президента Саломе Зурабишвили. «У Грузии нет президента, это президент Бидзины Иванишвили. Именно поэтому мы не можем иметь моральное или политическое обязательство по отношению к этому неодушевленному предмету»,- на следующий день после выборов, обращаясь к своим сторонникам в зале тбилисской филармонии заявил кандидат от оппозиции.
Власти Грузии резкие заявления оппозиции оценивают как попытки дестабилизировать ситуацию в стране. «Мы не допустим, чтобы из-за безответственных лидеров создавалась угроза, не допустим революционных и реваншистских сценариев, попыток организовать беспорядки и внести диссонанс в жизнь общества», — сказал премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.
За избирательным процессом весьма активно следил экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, который уверен, что необходимо обеспечить проведение досрочных парламентских выборов. «Акции протеста будут расширять свои масштабы, и 16 декабря мы проведем решающую акцию», — в своем обращении заявил Саакашвили. «Все получится, мы всех призываем позвонить друзьям, провести свою мини-акцию, и мы 16 декабря изменим все. 16 декабря будет большой день в новейшей истории Грузии, если мы будем хорошо работать и работать вместе», — отметил Саакашвили, добавив, что не допустят инаугурации Саломе Зурабишвили, как это было в 2003 году, когда Эдуарду Шеварднадзе не позволили начать работу парламента.
«Аравот» попросила председателя гражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольда Степаняна дать оценку требованиям грузинской оппозиции в поствыборный период, а также возможности добиться выполнения этих требований. Наш собеседник отметил, что по оценке местных и международных наблюдателей, второй этап выборов прошел с нарушениями, хотя эти нарушения не носили массовый характер и не могли оказать влияния на исход выборов. «Отрыв между кандидатами составляет 20 процентов, и это такой отрыв, при котором, в принципе, проигравший кандидат должен был поздравить победившего. Даже в случае оспариваемых оппозицией и наблюдателями избирательных участков я думаю, это не более одного процента голосов»,- отметил он.
Что касается действий оппозиционной партии «Единое национальное движение», то наш собеседник подчеркнул, что некоторые политические силы, которые были в оппозиционной коалиции заявили, что призывы, озвучиваемые Михаилом Саакашвили, это не их путь. «Сам проигравший кандидат в президенты сказал, что он будет действовать только в рамках конституционного поля, это означает, что он сам тоже отмежевается от заявления Саакашвили – брать власть неконституционными методами. Действия оппозиции сейчас развиваются частично с использованием того плана, который у них был в случае, если разрыв между кандидатами был бы в 2-3 процента. Но реальность сейчас совершенно другая, и они прекрасно понимают, что тот план, который у них лежал до этого, невозможно использовать, так как разрыв составляет 20 процентов. Но тем не менее, некоторые детали использования этого плана видны – это непризнание результатов выборов, требование назначения парламентских выборов, то такие требования мы слышали и до самих выборов. Сейчас оппозиция действует в этом направлении – сохранить форму и подобие консолидации, остаться второй политической силой после правящей партии. И если правящая партия не будет менять подходов, а пока не видно, чтобы какие-то подходы менялись, то их рейтинг начнет падать. Оппозиционные силы уже думают о том, что будет, если их рейтинг будет падать ближе к парламентским выборам».
Наш собеседник отметил также, что в ходе второго тура выборов много людей проголосовали не в пользу какого-либо кандидата, а против другого, следовательно, они не получили голоса тех людей, которых можно было бы считать их прямыми сторонниками. «Если была бы третья сила, то я думаю расклад был бы совершенно иным. Существует много избирателей в Грузии, которые не хотят видеть одних и тех же людей, которые сейчас находятся у власти, а также не хотят возвращения времен Саакашвили».
Каким президентом может стать Саломе Зурабишвили, учитывая тот факт, что потерпивший поражение кандидат называет ее «президентом Иванишвили», «неодушевленным предметом», «марионеткой», спросили мы Арнольда Степаняна. Наш собеседник категорически не согласился с такими оценками оппозиционного кандидата. «Саломе Зурабишвили это абсолютно независимый человек – в независимости от того, что она поддерживала Бидзину Иванишвили, это независимый человек – со своим видением, со своим характером, эмоциями и ценностями. Насколько удачным, полезным для страны президентом будет она, покажет время. Но необходимо помнить, что Грузия – парламентская республика после последних президентских выборов, и те функции, которые были у президента, их стало еще меньше».
А как на этих выборах проголосовали проживающие в Грузии наши соотечественники, спросили мы Арнольда Степаняна. Он отметил, что активно голосующие представители армянской общины составляют 8 процентов избирателей. По словам нашего собеседника, армяне и этнические меньшинства вообще не очень активны в избирательных процессах, поскольку они не имеют понимания, с какой программой выступает кандидат, это другая и пока неразрешенная проблема. «Но по факту активность высокая, если говорить о регионе Самцхе-Давахети, где 70 процентов проголосовали за Саломе Зурабишвили, 30 процентов – за Григола Вашадзе, а в Тбилиси тоже приблизительно могу сказать 60 процентов проголосовали в пользу Зурабишвили, а 40 – в пользу Вашадзе».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
05.12.2018г