Несколько дней назад в личной беседе с правозащитницей Ларисой Алавердян мы пришли к выводу, что в Армении нужно дворянство, аристократия, и в этом смысле грузины выгодно отличаются от нас. Казалось бы, какие могут быть разговоры об аристократии в обществе, заявляющем, во всяком случае, «официально», о демократии и равных правах. Но не все так просто, для реализации этих важных устремлений нужна не только «политическая воля», но и атмосфера, и эту атмосфера обеспечивает также аристократия.
Понятно, что речь идет не о наследственной аристократии, предопределять что-либо «составом крови» мне всегда казалось смешным, а в 21-м веке это вообще абсурдно. Когда в Британии говорят «он джентльмен», то вовсе не имеют в виду, что он по происхождению лорд, речь о нравственных нормах и определенных манерах поведения. Использование для данного явления слова «интеллигенция» является весьма спорным, поскольку от него пахнет чем-то «советским», сразу же представляешь себе номенклатурных писателей и певцов, которым на грудь вешали различные ордена.
Аристократ, на мой взгляд, это тот, кто проявляет вкус во всех вопросах, не только эстетический вкус в узком смысле этого слова – он не «рабис» в человеческих и общественных отношениях. Например, он не кричит, не ругается исключительно по той причине, что устраивать свару и скандалы некрасиво, ниже его достоинства. По той же причине он не отвечает на вопли и ругань. Но если в каком-то вопросе нужно сказать «нет», он скажет это спокойно и решительно. Он не сливается с толпой, но он никого не презирает, он никому не демонстрирует превосходства, напротив, пытается быть всем полезным. Он не вмешивается в политические игры и грызню, не включается ни в один список, его не соблазняют должности и деньги, но не изолируется от общества. Еще одна важная особенность: аристократ никогда не говорит о себе, пока его не спросят.
Но зачем нужен этот класс? Вопрос в том, насколько бы люди не погрязли в своих в своих повседневных делах, независимо от того, насколько они увлечены конкуренцией друг с другом в экономической и иных сферах, применяя различные честные или нечестные методы, все равно, им нужны некие стандарты мышления и поведения, которые, может быть, для них кажутся неприемлемыми и даже смешными, но в то же время есть планка, и она должна быть у людей перед глазами.
И, наконец, не столь важно, знают ли люди ту или иную личность как аристократа или нет. Важно, чтобы эти аристократы знали друг друга.
Нужны ли Армении аристократы? Забавный вопрос… их существование или отсутствие не зависит от наших желаний или умозаключений. Все равно что споросить: “Нужны ли Армении облака?” Другое дело, что подразумевает каждый из нас под этим. И изысканные манеры далеко не доказательство аристократизма. Форма — приятна для глаза, для уха… Форма предназначена для эстетического воздействия, не более. Содержание – вот что первично. Как сказал один наш современник, мы живем в эпоху тотального господства формы над содержанием, когда свадьба важнее любви, похороны важнее покойника и т.д. Для меня аристократ – это честный человек, в первую очередь. И в этом смысле, армянский вариант слова – ազնվական, полностью передает суть явления, а обертка – это уже вторично. Как сказал один английский король: «Король может сделать лорда, но лишь Бог может сделать джентльмена». А дела Господни нам неподвластны, так же как и облака. Аристократы были, есть и будут. Уверяю Вас, при встрече мы их почувствуем.
Сначала нужно разобраться с вопросом о ,,коренных» и ,,некоренных» армянах, о так называемых ,,шуртвац» (армян из Грузии) и ,,туркоармянах» (армян из Азербайджана), об исповедующих истинную веру, то бишь, еврейскую библию, и так называемую националистическую, а на самом деле, религию рода, ту самую, которая сделала наше государство сильнейшим в Передней Азии и на Ближнем Востоке в древние времена (боже упаси заподозрить меня в агрессивных намерениях), и только потом, когда народ не на словах, а на деле станет ЕДИНЫМ, можно задаваться подобными вопросами. В связи с этим абсолютно непонятно намерение властей ликвидировать министерство диаспоры, которое оно, и только оно способно, осуществить вековую мечту народа. Неужели… опять… ?