«Большой порции слов ненависти в ходе предвыборной гонки не было: больше было разговоров, чем самих случаев», — такое мнение в четверг выразила глава исследовательского центра «Регион» Лаура Багдасарян. Она в «Медиа центре» представила результаты исследования «Избирательная конкуренция на армянских онлайн платформах-2018». По словам Багдасарян, черный PR и жесткая антипропаганда больше имели место в ходе ранее проводившихся выборов.
Согласно представленным данным, основная особенность агитационных настроений заключалась в следующем: премьер-министр в ходе предвыборной кампании говорил о 24 разных проблемах и его оценки в адрес конкурирующих сил, ситуации в стране были почти соразмерны, представители АРФ Дашнакцутюн говорили о 16 проблемах и их положительные или негативные оценки были больше, чем нейтральные, что всегда было характерно предвыборному «характеру» АРФ Дашнакцутюн, Оринац еркир говорила о 17 проблемах, опять же сохраняя баланс. Принимавшие участие в выборах остальные партии также сохраняли баланс в положительных и негативных оценках. В РПА сущетственным образом доминировали только отрицательные оценки. В РПА говорили о 18 проблемах – исключительно негативно выражаясь в адрес премьер-министра в виде жесткой антипропаганды и критики. «Сасна црер», «Христианско-народное возрождение», «Национальный прогресс» также соответствовали сбалансированной агитационной линии. В блоке «Мы» доминировало положительное. ППА осталась верна своим традициям: по сравнению с прежними кампаниями, в этот раз негатива в отношении остальных партий от ППА исходило меньше, положительного было больше.
Премьер-министр в 16 случаях из 16 негативно упоминал о РПА и Серже Саргсяне. Блок «Мой шаг» негативно высказывался об РПА, ППА, АРФ Дашнакцутюн, «Мы» и даже о «Решении гражданина». АРФ Дашнакцутюн о правительстве говорило исключительно негативно, то же самое и о премьер-министре, РПА и Светлой Армении. ППА меньше, но также негативно выражалась о РПА и АРФ-Дашнакцутюн.
Главная особенность избирательного процесса, согласно полученным данным, заключалась в том, что имели место спринтерные темпы агитации, в частности, через СМИ – в основном электронные. Это явление не было характерным для предыдущих избирательных процессов. Были СМИ, которые в день освещали 39-98 материалов о выборах.
Следующая особенность заключалась в сверхвизуализации. На интернет-платформах было большое количество видеоматериалов, в том числе и собственного производства, а также прямые включения – от 30 минут до 3,5 часов. В некоторых СМИ свыше половины материалов были в виде видеоматериалов. Например, на страничке Никола Пашиняна 88 процентов материалов имели видеоряд.
Следующая особенность, которая была характерна не только этой избирательной кампании – прямые включения через Фейсбук. Начиная с лета, согласно мониторингу, некоторые деятели, в частности Армен Ашотян, Эдуард Шармазанов, Арпине Ованнисян и др. начали конкурировать с представителями блока «Мой шаг» и премьер-министром. Все время в центре внимания были прямые эфиры Армена Ашотяна, Эдуарда Шармазанова, Арпине Ованнисян и Никола Пашиняна.Также разного вида интернет-платформы размещали телевизионные дебаты. В частности, теледебаты на телеканале «Арарат» полностью размещались на сайте News.am. А продлившиеся 3,5 часа дебаты на Общественном телевидении полностью или частично размещались на интернет-платформах.
Из электронных СМИ под мониторингом (с 1 ноября до сих пор) были сайты Aravot.am, News.am, 1in.am, ArmLur.am, Lragir.am, Tert.am. В соцсетях из представителей блока «Мой шаг» под мониторингом были странички премьер-министра, Лены Назарян и официальная страничка политической силы, из «Светлой Армении» — Эдмон Марукян и официальная страничка партии, из ППА – странички Ваге Энфиаджяна и Наиры Зограбян, из РПА – Вигена Саргсяна и Армена Ашотяна, из блока «Мы» — страничка политической силы, а также Арама Саргсяна и Анжелы Хачатрян, в случае новых партий под мониторингом были только их официальные странички․
Фото Лауры Багдасарян предоставлено «Медиа центром»