Новый год, который мы сейчас отмечаем, в конечном счете, является крайне условным и относительным явлением. Земля как вращается вокруг Солнца, так она и продолжает вращаться и не прекращает этого ни на минуту. В других культурах, как и в нашей армянской дохристианской традиции, Новый год отмечается еще одной датой, которая имеет, так сказать, «те же права», что и 1 января.
Уже много лет Рождество для меня важнее, так как день Святого воскресения дает повод для размышлений и переоценки своей жизни. Особенно сегодня, в этот короткий постреволюционной, но значительный период, размышления о «вечных вопросах» вовсе не помешали бы. Как мы знаем, в Библии упоминаются семь смертных грехов: гордыня (высокомерие), зависть, гнев, лень, жадность, чревоугодие и похоть (грязные мысли). Время от времени я беру этот грустный список и удостоверяюсь, что эти 7 грехов в той или иной мере присущи на этой планете любому смертному, включая меня.
Но в послереволюционный период особенно обострились два из грехов – зависть и гнев: «Ну, вот теперь мы вам сполна отомстим». Неважно, кто в данном случае «мы», кто «они», кому должны мстить. Если спросить у меня, то это разделение на «мы» и «они» в чисто духовном смысле также условно. Важно, чтобы зависть и гнев сменились братством и смиренностью, а остальными проблемами пусть занимается государство – правоохранительные органы и суды. Избавления от ненависти, зла, зависти, ревности, я желаю, прежде всего, себе, а затем и всем людям мира.
И путь к этому, на мой взгляд, заключается в достижении внутреннего мира. То, что происходит со мной, не имеет космического значения. Один день мое настроение может быть высоким, в другой день не настолько, один день может что-то болеть, в другой раз нет, порой я что-то получаю, иногда теряю, бывают дни грусти, а бывают дни насыщенные. Все это нормально, нет необходимости кого-то винить в этом, и не стоит относиться к этому слишком серьезно. Это волны, которые поднимаются и опускаются в океане, и важно, чтобы сам океан был мирным. Получайте удовольствие от каждого мгновения жизни, независимо от того, насколько бы тяжело или легко ни было, от окружающих нас людей, одушевленных и неодушевленных предметов, независимо от того, насколько они несовершенны. Мы стремимся к совершенству и в этом несовершенстве. Вот чего я всем желаю.