Лента новостей
Новости дня

«Азербайджан находится на этапе реконструкции имиджа, пытается позиционироваться в «конструктивном поле»

31 декабря,2018 21:33

Собеседник «Аравот» – советник президента Арцаха Тигран Абраамян

– Если мы попытаемся подвести итоги уходящего года: что мы сделали, чтобы поднять уровень безопасности Арцаха и Армении в 2018 году, то что мы не смогли довести до завершения?

– Мероприятия, направленные на повышение и укрепление безопасности предполагают сразу же несколько плоскостей. Произошедшие в Армении политические изменения содержали множество рисков – в плане активизации внешней угрозы, однако армянские вооруженные силы в этот ответственный момент выполнили свою миссию на довольно высоком уровне, предотвратив возможные провокации противника.

2019 год и вообще грядущие годы требуют от нас переоценки работы, проведенной в эти годы в плане безопасности, скрупулезного анализа происходящих вокруг нас геополитических событий, глубинного изучения реальных возможностей нашего развития в предстоящие годы, определения приоритетов и увеличения финансовых потоков, направленных на повышение безопасности.

Работа в этом направлении никогда не заканчивается, недопустимо останавливаться, просто надо найти правильные пути при условии доступных ресурсов.

– Сопредседатели в своих заявлениях уже не упоминают о соглашениях, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге, и сейчас на повестке лифтовое соглашение Никол Пашинян-Ильхам Алиев. Прежние соглашения можно считать уже пройденными? Их игнорирование, в контексте новых, все еще действующих соглашений, не угрожает ли нам потерями, так как и в Венских, и Санкт-Петербургских договоренностях были четко оговорены, такие механизмы наблюдения на границе, которые должны были внести ясность в спорном вопросе – «кто выстрелил первым»?

– Переговоры, по сути, пока еще не возобновились, были разного рода встречи, которые носили в основном познавательный характер. После событий в Армении только в январе окончательно завершится формирование власти, и тогда уже будут уточнены определенные вопросы.

В своих заявлениях премьер-министр Армении представил свои основные принципы, касающиеся этой темы, но, каким путем пойдем, вокруг какого документа (возможно, нового документа), какие механизмы доверия приемлемы – пока что не совсем ясно. По крайней мере, с Арцахом никаких обсуждений на эту тему не было.

– Для многих несколько странно, что азербайджанская сторона строго придерживается «лифтовой» договоренности об ослаблении напряженности на границе. Это затишье перед бурей? НА Ваш взгляд, какие цели преследует азербайджанская сторона?

– В прошлом, на этапе общенациональных выборов, действовали так называемые неписаные законы. Конечно, я не хочу недооценивать договоренности премьер-министра на эту тему, о которых я не осведомлен. Однако в любом случае Азербайджан просто так этого бы не сделал. Надо понимать, какие выгоды имеет Азербайджан в снижении нарушений режима прекращения огня. На этот раз, например, Азербайджан использовал затишье на границе для строительства новой инфраструктуры и укрепления своих позиций. Во-вторых, Азербайджан пытается откорректировать образ агрессора, который стал очевидным после развязывания апрельских военных действий. И я думаю, что Азербайджан находится на этапе перестройки имиджа и пытается занять позиции на «конструктивном поле».

– В последнее время из Азербайджана звучат «оптимистичные» заявления. Мамедъяров сказал, что достигнуто взаимопонимание с его армянским коллегой. МИД РА пояснил, что речь идет о том, чтобы обеспечить непрерывность переговоров. Никол Пашинян заявил, что в вопросе Арцаха нет ничего нового. На днях Мамедъяров объявил также, что в 2019 году решение проблемы возможно, и подтвердил общеизвестный подход Азербайджана к предоставлению Арцаху полной автономии. По Вашему мнению, имеет ли место в данный момент процесс переговоров, работа ведется вокруг старых вариантов или речь идет о новых предложениях?

– Министр иностранных дел Азербайджана, а на следующий день после этого президент страны Ильхам Алиев, выступив со схожим заявлением, подтвердили наш пессимистический прогноз, что в Азербайджане в действительности ничего не изменится, и эти «оптимистичные» нотки, как я уже говорил, решают вопросы имиджа. Более того, я думаю, что в последние месяцы Азербайджан пытался подстраховать себя, объясняя свою дальнейшую активизацию на границе тем, что сделал все для создания поля доверия и терпимости, а «армянская сторона так и не выразила готовности». Я не буду тратить время на особое комментирование заявление Мамедъярова, в последние три десятилетия мы слышали много нелепостей подобного содержания.

– Армянская сторона настаивает на своей позиции о возвращении Арцаха за стол переговоров. Каковы шансы, на Ваш взгляд, принудить к этому Азербайджану?

– Армянская сторона неоднократно заявляла об одной из своих основных целей, путь к которой, естественно, будет слишком сложен, но следует также понимать, что без этого невозможно достичь урегулирования вопроса. Я думаю, что это понимают также и страны-посредники.

– После апрельской войны 2016 года была поднята тема подписания договора между Арменией и Арцахом о военно-политическом сотрудничестве. После этого было даже объявлено, что соглашение готово, просто власти Армении ждали удобного момента для его подписания. Вам не кажется, что момент для подписания этого соглашения о безопасности армянских государств давно назрел? Должны ли новые власти Армении этим своим подходом отличаться от прежних?

– Если я не ошибаюсь, вопросы, связанные с этим документом, находятся в сфере обсуждений Советов безопасности Армении и Арцаха, и в этом направлении ведется работа, поэтому я не хотел бы забегать вперед событий.

– Арцах постепенно вступает в предвыборный период. В 2020 году одновременно состоятся президентские и парламентские выборы. Могут ли внутренние процессы дать толчок к росту внешних угроз, обусловленных этими процессами? 

– Ну, такие периоды всегда бывают более оживленными, но я не думаю, что они будут настолько опасными, что приведут к росту внешних угроз. Конечно, я не исключаю, что те или иные силы попытаются спровоцировать нестабильность, но они должны понимать, что у общественности Арцаха высокий уровень правосознания, люди глубоко осознают серьезность ситуации и их невозможно ввести в заблуждение в таких вопросах.

– Азербайджан  на границе с Арменией, на некоторых участках в Тавуше, заменит армейские подразделения силами государственной пограничной службы. С какими целями это делается?

– Прежде всего, скажу, что пограничная служба Азербайджана достаточно хорошо оснащена оружием и в ее подчинении находятся крупные средства ведения огня. Я думаю, что Азербайджан перенаправит бригаду, расположенную на этом участке Тавуша и несущую боевое дежурство, на другой участок границы. Пока не ясно, как это будет использовано. Может быть, в качестве резерва, может быть, за счет пополнения будет усилено другое направление.

– Продвижение азербайджанских вооруженных сил в районе Нахичевана, по мнению экспертов, сделало Армению более уязвимой. Какие риски это в себе содержит?

– Активизацией в Нахичеване Азербайджан решает проблему третьего фронта, что довольно опасно. Есть некоторые нюансы, о которых я не хотел бы детализировать, исходя из конфиденциальности, но я думаю, что структуры, обеспечивающие безопасность Армении, в курсе всех рисков, и в случае возможных угроз предпримут соразмерные действия.

Беседовала Нелли ГРИГОРЯН

Газета «Аравот»
28.12.2018г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать