В истории любой страны не было такого периода времени, о котором можно сказать только хорошее или плохое. Тот же принцип применим к любому руководителю, включая Гитлера и Сталина. Например, армянский государственный деятель мог быть членом особой сталинской «тройки» (это был орган, который выносил решения о расстреле во внесудебном порядке), и, с другой стороны, прилагать большие усилия для пропаганды эпоса «Сасна Црер» или для строительства здания Матенадарана. Одной из таких противоречивых фигур был лидер Советской Армении Георгий Арутинов.
Роберт Кочарян в этом смысле не является исключением, под его руководством были и свет, и тень. В своих мемуарах он занимается самовосхвалением (так поступают практически все мемуаристы), убеждая нас в том, что мы в течение 10 лет жили в условиях совершенного экономического рая.
Противники Кочаряна видят в том же отрезке времени, в 1998-2008 годы, только кошмар, нераскрытые убийства известных должностных лиц, лишение эфира «А1+», убийство в «Поплавке», 27 октября, 1 Марта. И в критике, и в похвалах есть зерно рациональности, и несколько десятилетий спустя, возможно, историки дадут этому беспристрастную оценку.
Кочарян, конечно, должен нести ответственность за то плохое, что произошло в его время, и важно, чтобы это произошло не несколько десятилетий спустя, а прямо сейчас. Но при анализе событий все должно учитываться в системе. Давайте возьмем хотя бы случай в «Поплавке». Телохранитель второго президента избил до смерти человека за неправильное приветствие, и Кочарян освободил его от ответственности. Но разве в 90-х годах еркраповцы не избивали безнаказанно людей на улицах? А разве сейчас глава одной из парламентских партий не сделал неприкосновенным своего телохранителя, обвиняемого в избиении человека, «возведя» его в ранг депутата парламента? Можем ли мы говорить, что система изменилась?
Я не думаю, что пока есть основания для такого оптимистичного заключения. Сейчас Кочарян предстанет перед судом, и, по моему впечатлению, ему полагается лишение свободы. Но у меня есть следующее опасение: расследование по всему этому было проведено плохо, второй президент нанял лучших адвокатов Армении, а Европейский суд по правам человека не будет углубляться в политические или моральные нюансы. И я, как налогоплательщик, не хочу платить Роберту Кочаряну «компенсацию» из государственного бюджета моей страны.