Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в 2019 году ожидает прогресса в урегулировании Арцахского конфликта. В каком виде особенно представляет Лавров этот прогресс, деталей он не сообщает. Вместо этого он сказал, что следует поддержать готовность Баку найти решение, и он надеется, что Ереван также проявит взаимность. Если Лавров рассматривает прогресс в рамках той логики, в которой лежит его известный план, то есть, территориальные уступки с армянской стороны и практически ничего от Азербайджана, то российского министра иностранных дел ждет разочарования.
Если есть ожидание того, что власти, обладающие высокой легитимностью, пойдут на этот шаг, на который дал согласие Серж Саргсян, а потом возможно сослался на свою нелегитимность, то Лаврова, пожалуй, ждет разочарование
В конце концов, посредники, сопредседатели Минской группы ОБСЕ, включая Россию, в течение лет должны были уже понять, что в Армении отношение к тому или иному варианту решения Арцахской проблемы совершенно не зависит от легитимности или нелегитимности властей. Армянский народ не готов к уступкам территорий, заявил посол США Миллс в Ереване при завершении своей миссии, отметив, что 25 лет имелись в этом отношении искаженные представления. Более того, Миллс также объявил, что Четырехдневная Апрельская война, по сути, делает понятной позицию армянского народа. А из позиции Миллса становится понятным, что из посредников, по крайней мере, Соединенные Штаты поняли, что представления о прогрессе в Арцахском вопросе, мягко говоря, не могут формироваться с помощью лавровских, казанских или мадридских планов и принципов. Они могут формироваться на основе «апрельских тезисов», или, говоря иначе, путем прекращения и нейтрализации воинственности Азербайджана, с четким и недвусмысленным разъяснением, что перспективе независимого политического урегулирования какой-либо военной альтернативы нет.
Арам АМАТУНИ
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»