«Встреча премьер-министра РА и президента Азербайджана в Давосе не было событием второстепенной важности», – объявил вчера в Пресс-клубе «Айацк» председатель Армянского института по международным вопросам и безопасности Степан Сафарян, согласившись с замечанием журналистов, что информация, как и раньше, закрыта, и в Армении узнали о такой встрече опять-таки из русскоязычных средств информации.
«Да, в ходе полуторачасовой встречи в давосских коридорах невозможно было достичь договоренностей», – отметил он, добавив, что, по его предположению, в ходе этой встречи премьер и президент обсудили, вероятно, нескольких вопросов, вокруг которых были достигнуты договоренности на уровне министров ИД».
Спикер подчеркивает тот факт, что с конца 2015 года переговорного процесса не было, поэтому он рассматривает все встречи после 2016 года как «шаги к стабилизации после эскалации», направленные на то, чтобы вернуть регион к исходной точке до апрельской войны. Степан Сафарян утверждает, что переговоры зашли в тупик из-за крайне противоречивых позиций конфликтующих сторон, поэтому сейчас рано говорить о предметных переговорах.
Степан Сафарян отмечает, что переговоры зашли в тупик из-за кардинально противоположных позиций конфликтующих сторон, и потому сейчас, согласно ему, рано говорить о предметных переговорах. «Не случайно, что оппоненты сегодняшних властей задают вопрос, сняты ли с повестки Венские и Петербургские договоренности, потому что эта проблема реально существует. Они не исчезли с повестки, они не внесены в повестку, потому что Армения и Азербайджан отступили на полшага назад от своих жестких позиций…
Не найдется такого разумного человека, который не понимал бы важности переговоров с точки зрения управляемости ситуации. Закрыть это окно – значит дать Алиеву подарок, вооружить их возможностью решить вопрос войной », — сказал Степан Сафарян.
Что касается возвращения Арцаха за стол переговоров, то Степан Сафарян, ради справедливости отмечает, что Серж Саркисян неоднократно пытался выдвинуть и решить этот вопрос, но не получилось. По его словам, ошибка Роберта Кочаряна обходится нам очень дорого, но в рамках Минской группы существует неписаные договоренности, о которых говорили все – на определенном этапе к переговорам должен присоединиться Арцах.
Возвращение Арцаха за стол переговоров то минимальное, против чего, по его словам, Азербайджан не может возражать. Насколько армянским властям это удается – это вопрос. Он смущен, что ответ на этот вопрос он так и не услышал во время парламентских выборов. Для него будет несколько непонятным, если премьер-министр пойдет другим путем, нежели тем, о котором он несколько раз заявлял в парламенте, что он не получал вотума от народа Арцаха на решение этого вопроса, поэтому Армения не будет принимать решений вместо Арцаха. «Такая оговорка может быть фатальной не только для него самого».
В то же время, если мы не слышим какого-либо беспокойства со стороны Республики Арцах, то причин волноваться нет, так как до и после встреч премьер-министр и министр иностранных дел всегда встречаются со своими коллегами из Арцаха.
Нелли ГРИГОРЯН