2019 год начался, начался в Новой Армении. Многие верят, что 2019-й будет годом радикальных изменений. В хорошом смысле этого слова. Почему в хорошем, поскольку за три десятилетия нашей независимости мы убедились в том, что изменения могут быть не только хорошими, но и плохими, даже очень плохими. Но мы считаем себя оптимистами и склонны думать, что в этом новом году все изменения будут исключительно положительными.
То есть, лично мы настроены оптимистично, насколько это возможно, однако рядом с нами есть и пессимисты, которые сами себя лишая надежды и настроения прогнозируют исключительно плохие перемены. В основном в этом уверены антиреволюционеры и «антиниколовцы», как сказал бы мэр Айк Марутян — «черные». Хотя это и не очень приятно, поговорим о пессимистах и о пессимистичных прогнозах. Армения в годы своей независимости имела четыре лидера, каждого из которых их оппоненты обвиняли в неправильной политике в Арцахском вопросе. Я говорю четыре, поскольку Никол Пашинян пока еще в Арцахском вопросе не сделал ничего, но и его обвиняют в том, что он в данном деле ведет неправильную политику. Обвиняют все, кому не лень.
В ведении неправильной политики в Арцахском вопросе обвиняли как Левона Тер-Петросяна, так и Роберта Кочаряна с Сержем Саргсяном. А теперь уже и Никола Пашиняна.
Из всех руководителей Армении в вопросе Арцахского урегулирования больше всех критиковали Левона Тер-Петросяна. И сегодня, как это ни странно, недостатка в тех, кто критикует Тер-Петросяна по Арцахскому вопросу нет. Мы говорим, что это странно поскольку победа в Шуши и другие самые значимые победы в арцахской войне были именно при Левоне Тер-Петросяне. И, де-факто, при Тер-Петросяне мы и азербайджанцами тоже были признаны победившей стороной.
Сколько бы мы не обвиняли сами себя и наших властей, все равно в контексте карабахского конфликта азербайджанцы считают себя проигравшей стороной. То есть, в вопросе Арцаха первый президент Армении Левон Тер-Петросян, фактически, является победившим президентом, однако, как бы это ни было странным, именно его больше всех критикуют в пораженческой политике по Арцахскому вопросу.
Причиной тому, наверное, является и то, что из всех лидеров Армении Левон Тер-Петросян и представители его политической команды больше всех говорили и говорят о мире и необходимости установить мир, тогда как большинство «поверхностных» патриотов стремление к миру считают пораженческой политикой. К сожалению, такого мнения придерживается большая часть нашего общества, и, наверное, именно поэтому АНК в парламентских выборах получил мизерное количество голосов. Но, тем не менее, интеллектуальная и прагматичная часть наших политических деятелей считает, что мир и миролюбие не имеют альтернативы. Когда от мира отказываются азербайджанцы, это вполне естественно и понятно, поскольку сейчас, фактически, азербайджанцы находятся в статусе проигравшей стороны, и они сами не скрывают данный факт, заявляя на весь мир, что армяне «оккупировали» такую-то часть азербайджанских территорий. После всего этого предполагается, что на данный момент именно мы, а не азербайджанцы должны стремиться к миру. И особенно в международных политических инстанциях наша миролюбивая философская позиция может быть гарантией успеха.
Карабахская война затянулась надолго, в несколько раз дольше, чем Первая и Вторая мировые. И, что самое главное и существенное, ее конца-краю не видно и нет надежды, что будет видно в скором времени, поскольку конфликтующим сторонам не удается прийти к общему знаменателю, и нет надежды, что в скором времени придут.
Тем не менее, переговорам альтернативы нет. К счастью, конфликтующие стороны прекрасно осознают это и не могут не осознавать, поскольку как бы скептически они не относились к переговорам, альтернативой им является война. Как бы мы не относились к усилиям Минской группы и других миротворческих групп, их деятельность является своего рода смирительной рубашкой для любителей войны, и непонятно, что было бы, если бы не международные усилия в карабахском вопросе.
Факт остается фактом: вопрос находится в центре международного внимания, и мы являемся не только конфликтующей стороной, но и страной ответственной за мирное урегулирование конфликта. Ествественно, не за счет собственных интересов.
Воскан Ереванци
Газета «Аравот»
02.02.2019г