После смены власти экономика Армении начала терять ряд важных рынков, где продажи армянской продукции в не столь далеком прошлом довольно активно расширялось. Позиции ослабли практически на всех основных экспортных рынках. Показатель роста поставок в страны СНГ к концу девятого месяца прошлого года сократился более чем в два раза – с 47 до 21 процента. Аналогичная картина в отношениях со странами ЕАЭС.
Замедление роста экспорта очевидно в случае всех государств-членов Евразийского экономического союза. Активность поставок в Россию упала с 45 до 19 процентов
Ситуация не сильно отличается в отношениях со странами Евросоюза. За девять месяцев рост поставок замедлился почти в три раза.
Армения потеряла позиции и на таких рынках сбыта, где почти всегда наблюдается положительное сальдо торгового баланса. Прежде всего, речь идет о Грузии. Поставки армянских товаров на этот рынок снизились более чем на 55%. По сравнению с 153 миллионами в предшествующем году, в 2018 году в Грузию было экспортировано продукции только на 69 миллионов долларов. Внешнеторговый баланс Армении с этой страной, который был положительным в течение многих лет, стал теперь отрицательным, импорт превысил экспорт.
Армянские товары потеряли свои позиции на рынках США, ОАЭ, Таиланда и ряда других стран. Экспорт в США сократился на 28 процентов. На такую же величину сократились поставки также в Объединенные Арабские Эмираты. Почти прекратился выход армянских товаров на таиландский рынок, где они пытались утвердиться с большими трудностями.
Происходящие во внешнеторговом секторе изменения совершенно не отвечают интересам экономики Армении. Наоборот, они говорят о нежелательных явлениях в экономике. В то время как внутреннее производство остро нуждается в инвестициях, Армения в виде импорта способствует финансированию экономик других стран. Для иллюстрации отметим, что в прошлом году также увеличилось примерно на 700 миллионов долларов отрицательное сальдо поступлений и оттока финансовых ресурсов во внешнеторговом секторе. Если в 2017 году он составил 1,8 миллиарда долларов, то в 2018 году он уже достиг 2,5 миллиардов.
Это только те дополнительные средства, сформированные во внешней торговле, которые в прошлом году были направлены на финансирование экономик других стран.
Акоб КОЧАРЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»