В представленной правительством программе есть пробелы, ошибки, «сырые», необработанные положения и так далее. Но общая идеология, которую премьер-министр представил с трибуны парламента, на мой взгляд, верна: экономическое развитие должно основываться на экономическом, я бы даже сказал, гражданском поведении наших граждан.
В этом смысле, да, кассовый чек при любой покупке должна требовать даже бабушка-пенсионерка, платить налоги должны все, включая юристов и певцов (другой вопрос, как это организовать), отдельные компании не должны иметь таможенных и налоговых льгот, какими бы красивыми формулировками не обосновывали желающие их, улицы столицы должны быть свободны от разложенных на земли продуктов.
Такие решительные шаги определенно не удостоятся всеобщих аплодисментов, будут недовольные, весьма вероятны также эмоциональные отклики. «И что нам делать? Уезжать из этой страны? Ехать в Турцию, чтобы заняться проституцией? Просить политического убежища у Азербайджана?». Это душещипательной риторике до революции отдавали дань некоторые сайты, пользователи социальных сетей и, конечно же, популистская оппозиция того времени, мол, «видите, что вытворяют с бедным народом». Это в прошлом. Теперь пришло время установить сухие, безжалостные «слепые» правила, которые будут приняты раз и навсегда и свято соблюдаться всеми.
И действительно, мы должны быть искренними и признать, что, например, такие митинги торговцев часто организуют владельцы ярмарок, которые просто не хотят платить налоги, и отправляют на «свою первую линию» своих работников, зависящих от них людей. Так что у меня тоже есть сомнения по поводу лавины «народного недовольства».
В течение последних двух десятилетий правительство часто отступало от своего, в данном случае безусловно верного решения. Другого варианта не было, низкая степень легитимности, поскольку «взаимосвязанность» с олигархией (включая импортеров и владельцев ярмарок) не оставляла другого пути. Сейчас таких факторов нет, и, следовательно, эти сферы необходимо быстро привести в порядок. В противном случае, боюсь, схожие факторы вернутся снова.