Собеседник газеты «Аравот» – депутат Национального Собрания Арцаха, член Верховного органа АРФД Архаца Давид Ишханян
–Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью азербайджанскому телеканалу Real TV сказал, что «сегодня в мире господствует принцип «кто силен, тот и прав», и поэтому фактор силы всегда был и останется в нашей повестке». Азербайджанский лидер никогда не скрывал своих военных устремлений в процессе урегулирования Арцахской проблемы. О чем свидетельствует такое заявление на фоне «переговорного процесса» с новыми властями Армении?
– Я думаю, что это были очень жесткие и особые наставления не только властям Армении, не только властям Арцаха, но и всему армянскому народу. Как и 30 лет назад, Азербайджан не принял другую позицию в отношении Арцахской проблемы. Позиции силового подхода к этому вопросу появились у руководства Азербайджана в 1990-х годах, тогда как на пороге распада Советского государства все можно было уладить на основе норм конституционного права. Азербайджан взял на вооружение военную агрессию и получил то, что сейчас имеет. И то, что после подписания соглашения о перемирии Азербайджан продолжал вести свою политику с сохранением той же риторики, не только перед своим народом, не только в регионе, но и во всем мире, этот стиль сохраняется и сегодня. Ничего удивительного, по крайней мере, для меня, нет. Это было особое наставление, из которого мы должны делать выводы не только для проводимой сегодня политики, но и в будущем.
Следствием такой позиции является последовательное вооружение Азербайджана, развитие двусторонних отношений в геополитических процессах и с разными странами.
– Ильхам Алиев прокомментировал позицию премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что в переговорах по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта должен участвовать народ Арцаха, и заявил, что и он, и посредники изначально отвергли выдвинутый Николом Пашиняном тезис о том, что Азербайджан должен вести переговоры не с Арменией, а с Арцахом. Он добавил, что было проведено несколько этапов переговоров, что свидетельствует о том, что принципы, предложенные новым руководством Армении на начальном этапе, абсолютно неприемлемы. На Ваш взгляд, со стороны Азербайджана это исключительно очередные манипуляции?
– Извините, но я должен ответить вопросом на вопрос: а переговорный процесс, как таковой, существует?
– В любом случае, министры иностранных дел двух стран уже провели несколько встреч, несколько встреч состоялись между главами государств, даже на протяжении полутора часов, хотя премьер-министр РА квалифицирует их как неформальные встречи.
– Да, вы правы. Но проблема в том, что официальные круги Армении пытаются представить так, что переговорного процесса, как такового, нет, и эти встречи не являются официальным переговорным процессом. И именно поэтому позвольте мне обойти этот вопрос.
– А как Вы сами считаете, есть переговорный процесс или нет?
– Да, по-моему, есть. Когда есть отношения, имеются уточненные форматы, не может не быть переговоров. В политике переговоры ведутся не только на публичных встречах и на уровне первых лиц. Переговорный процесс, помимо официального, имеет неформальную часть. Я думаю, что этот процесс наличествует, и этот процесс должен быть более прозрачно и четко представлен общественности.
– Догадываетесь, вокруг чего ведутся переговоры?
– Скорее, обеспокоен.
– На чем это основано?
– В данный момент я не хочу останавливаться на подробностях.
– Как Вы считаете, заявления Никола Пашиняна о возвращении Арцаха за стол переговоров все еще актуальны или уже исчерпаны и остались в прошлом?
– Знаете, в силу тех ли иных политических ситуациях или обстоятельствах всегда можно продемонстрировать новые подходы, и можно приветствовать то, что г-н Пашинян воспользовался моментом, чтобы достичь нового формата и вернуть Арцах за стол переговоров. Нам остается только надеяться.
– Бывший командующий Армией обороны Самвел Бабаян обвинил третьего президента Армении Сержа Саргсяна в том, что в 2017 году тот был готов к плану по возвращению территорий, о чем проинформировал также элиту Арцаха…
– Простите, я должен вас прервать. Мы не выступали с комментариями по поводу этих заявлений и процессов, и я тоже не буду комментировать ваш вопрос.
– Почему?
– Комментаторов нашлось достаточно. А нас есть своя линия, и мы придерживаемся провозглашенной нами линии.
– Как Вы считаете, усвоили ли необходимые уроки армянские государства после апрельской войны 2016 года, готовы ли мы к войне с Азербайджаном?
– Конечно же, мы усвоили уроки, об этом свидетельствуют те перемены, которые мы видели, видим и ощущаем, бывая на передовых позициях. Насколько мы готовы к войне, я думаю, что нам еще есть, чем заняться для укрепления нашей системы обороны и безопасности и пополнения арсенала. Об абсолютной готовности в этом плане мы пока говорить не можем. Но то, что нами извлечены серьезные уроки, это однозначно.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
15.02.2019г