В мае 2001 года я был в Глендейле. Бал организована встреча нас, редакторов с «армянством диаспоры», где не было ни одного «классического» представителя диаспоры, все участники были уехавшими из Армении в 1990-х годах. И их «вопросы» тоже были не вопросами, а выступлениями: «Вам не кажется, что …», и далее следовал монолог. Естественно, что мишенью выступлений был Кочарян и власть того времени. Выражения «турок» и «предатель» были самыми мягкими. Многие во время этих выступлений и в личных беседах говорили: «Как только Роберт Кочарян отстранят, (я вновь использую смягченный глагол на армянском языке, – А.А.) я вернусь на родину».
В течение последующих 17 лет я слышал от многих бывших граждан Армении множество устных и письменных заверений о том, что единственной причиной пребывания на чужбине являются «режим» Роберта Кочаряна, а затем Сержа Саргсяна. Другими словами, дело не в том, что они покинули Армению ради куска хлеба, они – люди идеи, а вернуться на родину им мешает несправедливость и тирания. Если это действительно так, то авторы всех таких утверждений за эти 9 месяцев должны были вернуться на родину и приступить к созиданию Новой Армении. Потому что в нашей стране больше нет тирании, здесь демократия, нет несправедливости, коррупции, монополий и нет также олигархов. Но вместо того, чтобы приехать и наслаждаться всеми этими благами, они продолжают скептически спрашивать: «А эта ваша страна выправилась?». Если это не ваша страна, то позвольте мне выразить сомнения по поводу вашего сердоболия и обеспокоенности.
Но большинство наших соотечественников, живущих за границей, – это люди, которые не произносят пустых слов, не считают себя «национальными деятелями» и вообще не любят произносить речей. Государство должно работать с ними, и делать это не так, как в последние 28 лет. Призывы к единству, стремление к совместным усилиям на международной арене, все это, конечно, замечательно, но я думаю, что основным вопросом государственной политики в этой сфере является репатриация. Неважно, как будет называться то государственное ведомство, которая будем заниматься этим. Функцию этой структуры я понимаю в следующем: сформировать базу данных о наших соотечественниках за пределами Армении, сравнить ее с возможностями нашего государства (также с точки зрения рабочих мест), установить контакты со всеми потенциальными репатриантами и предпринять шаги по их переезду в Армению. Это, конечно, огромная работа, но я уверен, что усилия будут компенсированы результатами.
По ходу, кстати, выяснится, кто действительно хочет вернуться на родину, а кто просто сотрясал воздух.