Лента новостей
Алиев «подзуживал»
Новости дня

Ричард Хогланд: о Карабахе, «Плане Лаврова», урегулировании шаг за шагом — Голос Америки

25 февраля,2019 12:40

Эксклюзивное интервью Армянской службы Голоса Америки с экс-сопредседателем от США в Минской Группе ОБСЕ, отставным дипломатом, послом Ричардом Хогландом

— Что происходит сегодня в сфере мирного карабахского урегулирования?

— Изначально отмечу, что я отставной дипломат и выражаю только мою личную точку зрения, а не моего правительства. Что касается карабахского конфликта, мы видим многообещающие события, в Ереване новое правительство, власти в Баку, похоже, внимательно следят за событиями, видим меры по укреплению взаимного доверия. Однако, какого-либо серьезного прорыва на горизонте не просматривается, хотя бы на данный момент не просматривается. Однако, конечно, события более многообещающи, чем в прошлые годы.

— Шли разговоры о процессе, который мог бы завершиться подписанием мирного соглашения.

— Будем надеяться, что это так, однако, я, глядя на прошедшие четверть века, должен сказать, что прежде мы уже бывали в подобной ситуации: люди заряжались оптимизмом, прощупывали реальную возможность прорыва, однако, в последний момент – происходят новые развития, и этого не происходит. Вот почему считаю, что мы должны быть оптимистами, однако, также весьма осторожными.

— Новые власти Армении шлют интересные сигналы, будучи открытыми для переговоров, они в то же время по карабахскому урегулированию выражают более жесткую позицию.

— Меня это не удивляет. Посмотрим на нового премьер-министра: Никол Пашинян – деятель нового поколения, которого избрало новое поколение. Полагаю, граждане Армении его избрали, поскольку желают, чтобы их страна развивалась по другим направлениям, это касается многих сфер, не только Карабаха.

Однако, есть еще одно важное обстоятельство. За многие годы впервые лидер Армении – не из Карабаха. Тем самым, он должен быть чрезвычайно осторожным и если планирует осуществить серьезные перемены, он должен делать это шаг за шагом, поскольку на противоположной стороне есть люди, которые против него и которые нанесут удар, если он будет действовать слишком быстро и слишком радикально. Следовательно, полагаю, подход осторожный, шаг за шагом – весьма разумный стиль действий. Действуя шаг за шагом, можешь передать разные сигналы.

— Говоря шаг за шагом, имеете в виду стиль действий, а не путь урегулирования конфликта.

— Да, речь идет о стиле действий. Давайте вспомним, как годы назад ТерьПетросян желал осуществить радикальное изменение в политике Армении в вопросе Нагорного Карабаха. И общее мнение таково, что он действовал слишком быстро. По этой причине не сумел остаться на своей должности.

— Как представляется, число пограничных инцидентов сократилось в сравнении с прошлыми годами. Это тоже сигнал?

— Давайте выразим осторожный оптимизм по этому поводу. Это хороший знак. Я слежу за докладами об инцидентах на линии соприкосновения, и Вы правы, число инцидентов в настоящее время низко, чем прежде. И это еще один многообещающий компонент реальности. Были также предложения, чтобы стороны из линии соприкосновения сняли военных, сменив их на пограничников. Это также будет позитивным развитием. Смотрите, это также меры по формированию доверия тем же методом шаг за шагом. И если обе стороны готовы осуществить маленькие шаги, в конце маленькими шагами достигаете цели.

— В качестве бывшего сопредседателя Вы хорошо знаете конфликт. Сегодня стороны не готовы к большим компромиссам. По Вашему мнению, каков тот путь замораживания конфликта, который оставит конфликт в замороженном и мирном состоянии?

— Есть многие подходы. Моя личная точка зрения в том, что важным продвижением было бы возвращение районов, находящихся вокруг Карабаха, под контроль правительства. Это позволит обеим сторонам сконцентрироваться сугубо на Нагорном Карабахе. Однако, пока одна сторона сохраняет военный контроль за окружающими районами, этот вопрос должен получить первоочередное решение. Если этот вопрос будет урегулирован, это будет позитивным сдвигом. Это сугубо мое мнение.

— Так ведь армянская сторона отмечает, что эти районы – пояс безопасности. Если не ошибаюсь, годы назад тогдашний президент Серж Саргсян отмечал, что территории могут быть возвращены в обмен на гарантии безопасности.

— Да, скажем так – это было тогда, а в настоящем – по-другому. Так что, давайте останемся оптимистами и будем надеяться, что две стороны – Ереван и Баку – эту возможность будут рассматривать, поскольку есть пути для урегулирования этого. Многочисленные международные программы и предложения. Иногда стороны бывают очень близки. Возможно, вспомните саммит в Ки-Уэсте, где все были чрезвычайно оптимистичными, однако, на последней секунде, самой последней секунде это не удалось. По этой причине говорю, что необходим медленный, пошаговый процесс, в ходе которого две стороны доверяют друг другу. Поскольку если нет доверия, он никогда не сработает.

— Поговорим о других силах в регионе: Иран, Россия выражали беспокойство в связи с возможным размещением миротворцев. Есть ли необходимость в миротворцах?

— Это чрезвычайно сложный вопрос. Конечно, Иран имеет озабоченность. Россия также серьезно обеспокоена. Однако, если смотреть на другие замороженные конфликты в регионе, в частности Южной Осетии, где Европейский Союз выделил силы наблюдателей и Россия это позволила, это не означает, что это приближает урегулирование конфликта. Он даже сложнее и отличается от Нагорного Карабаха, поскольку вопрос Нагорного Карабаха может быть урегулирован – есть пути для достижения этого. Вопрос миротворцев – вопрос далекого будущего, он сегодня не актуален. Не думаю, что кого-то этот вопрос беспокоит.

Реальный вопрос в том, действительно ли другие силы в регионе пожелают, чтобы карабахский вопрос был решен? Полагаю, Иран вероятно желает, чтобы проблема решилась. Желает ли Россия, чтобы она была урегулирована? Думаю, этот вопрос остается открытым.

— Каков же Ваш ответ на этот вопрос, учитывая, что Вы уже отставной дипломат?

— Повторю, это мое личное мнение. Мы знаем, что есть то, что в Минском процессе называют имеющимся на столе планом. Это, так сказать, код, которым мы обозначаем очень простой план, который называют также «Планом Лаврова», поскольку глава МИД России, который следит за этой проблемой с пристальным вниманием, знает все подробности проблемы, именно он – тот человек, который расписал эти предложения для разрешения проблемы Нагорного Карабаха раз и навсегда.

Есть люди, с которыми я говорил и которые хорошо осведомлены по этому вопросу, которые скептичны и сомневаются, что Кремль в действительности позволит урегулировать этот вопрос. Должны посмотреть на другие конфликты в регионе – в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, сейчас еще и в Украине. Некоторые считают, что Кремль не желает, чтобы эти конфликты были урегулированы, поскольку, если они будут урегулированы, то они потеряют влияние. А влияние – это то, что в Кремле желают сохранить больше всего.

Если помните, Владимир Путин сам заявлял, что регион является сферой особых интересов России, и даже несколько раз заявлял, что регион является сферой исключительных интересов России, что означает, что больше никто не имеет права быть там. По этой причине полагаю, что основное решение по этому вопросу, наверное, находится в Москве.

— Одно уточнение: чем «План Лаврова» отличается от «Мадридских принципов»?

— Он радикально не отличается, однако, предлагает референдум гражданам Нагорного Карабаха, в том числе и внутренне перемещенным лицам, которые в настоящее время живут вокруг Баку. На данный момент обе стороны не приняли этот план по той причине, что сроки этого референдума не установлены. Это такой референдум, который должен состояться в неопределенном будущем. Это означает, что от сторон потребуется определенное дипломатическое доверие, однако, прямо сейчас Ереван и Баку желают, чтобы был установлен точный день референдума.

— Спасибо. Желаете ли что-то добавить?

— Благодарю за эту возможность. Моя работа в качестве временного сопредседателя от США стала одной из самых ярких точек моей дипломатической карьеры. Мне была дана возможность подробно ознакомиться с проблемой, о которой до этого я был просто в курсе. Я имел большую честь как гражданин Америки посетить Нагорный Карабах, увидеть Степанакерт, встретиться с людьми. Я много чему научился и получил колоссальное удовольствие.

Надеюсь, в конце концов, этот вопрос будет урегулирован.

Арман Тарджиманян, Голос Америки

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728