24 февраля в Республике Молдова прошли очередные парламентские выборы. Впервые голосование проходило по смешанной избирательной системе: в 101-местный законодательный орган 50 депутатов проходят по партийным спискам, 51 – по одномандатным округам.
Основные политические силы – это Партия социалистов, лояльная действующему президенту Игорю Додону и выступающая за сбалансированную внешнюю политику; правящая прозападная Демократическая партия, которая сомнительным способом сколотила «альянс» из перебежчиков; прозападный избирательный блок «Acum» («Сейчас»), выступающий в жесткой оппозиции к демократам и не приемлющий более близких отношений с Россией, как предлагают социалисты.
«Аравот» обратился к политологу из Молдовы Эрнесту Варданяну за комментарием о поствыборной ситуации в стране, и вот что он сказал:
«Самый удивительный аспект сегодняшней молдавской политики – это именно наличие проевропейской оппозиции к проевропейской власти. Блок «Сейчас» пользуется поддержкой «ядерного» прозападного, в том числе прорумынского электората, опирается в основном на представителей интеллигенции прозападных взглядов, средний класс и городское население. Социалисты опираются преимущественно на представителей этнических групп (их в Молдове почти треть населения), в том числе на русскоязычное население крупных городов, северных и южных районов страны, включая пророссийскую Гагаузию, а также на старшее поколение.
Демократам остается довольствоваться представителями титульного молдавского населения в районах (в крупнейших городах страны демократы не взяли ни единого одномандатного округа), но за счет огромного административного ресурса и почти безграничных финансовых возможностей, благодаря демагогии и показательным акциям «заботы о населении» они сумели победить в одной трети одномандатных округов и взять 13 мест по партийному списку. Демократическую партию возглавляет самый богатый и влиятельный человек страны – Владимир Плахотнюк, который последние годы небезосновательно считается теневым «хозяином» Молдовы, мастером политических интриг и комбинаций.
Нынешние выборы не выявили победителя: у ПСРМ 35 мандатов, у демократов 30, у блока «Сейчас» — 26. Однако сюрпризом нынешней кампании стал успешный дебют «Партии Шор», названной по фамилии бизнесмена Илана Шора, мужа российской певицы Жасмин. В молдавском и западном медиа-пространстве и экспертном сообществе есть твердое убеждение в том, что Шор – младший партнер Плахотнюка и что они оба стоят за беспрецедентной в истории страны кражей миллиарда долларов (примерно 15% ВВП) из банковской системы в 2013-2014 годах. У «Партии Шор» 7 депутатских мандатов, которые получены тоже благодаря популистским акциям, подчас граничившим с откровенным подкупом избирателей, особенно пенсионеров. В связи с этим партия Илана Шора воспринимается экспертами как спойлер против Партии социалистов.
Кроме того, в парламент по одномандатным округам прошли три якобы независимых кандидата, которых тоже прочно связывают с именами Плахотнюка и Шора. Таким образом, эксперты полагают, что у демократов на самом деле не 30, а 40 мандатов, и итоговый расклад создает большую интригу: 35 – 40 – 26.
Ввиду сильнейшего антагонизма блока «Сейчас» и Демократической партии их альянс представляется маловероятным даже во имя «спасения европейской интеграции», которая по иронии судьбы была чрезвычайно дискредитирована именно за годы правления различных проевропейских альянсов (с 2009 года). Однако есть определенные силы в стране и особенно на Западе, которые призывают лидеров этих формирований «забыть прошлые обиды» и создать еще один проевропейский альянс.
Такой сценарий несет в себе минимум два очень больших риска. Во-первых, практика последних лет показывает, что любая партия, левая или правая, пойдя на любое соглашение с демократами, будь то постоянная или «техническая» коалиция, непременно обрекается на политическую смерть и забвение. Любой альянс с демократами «токсичен», при этом сами демократы только укрепляются. Такая судьба может постичь и блок «Сейчас». Во-вторых, в этом блоке нет единства, в нем сильны группировки, выступающие решительно против любых переговоров с демократами, так что формирование может взорваться изнутри даже от одного упоминания о таких переговорах и тем более о коалиции.
Что касается альянса демократов с социалистами, он также представляется маловероятным, хотя в обществе укоренилось мнение о том, что эти два формирования действуют заодно и лишь на публику изображают соперничество. В частности, эти упреки объясняются тем, что именно ПСРМ поддержала ДПМ при принятии смешанной избирательной системы летом 2017 года. Однако автор этих строк, хорошо знакомый с ситуацией внутри Партии социалистов, не считает такой альянс возможным. Первая причина уже ясна, а вторая в данном случае заключается в жестком неприятии Демократической партии со стороны российских и даже европейских партнеров Молдовы, которые вряд ли одобрят такой союз.
Здесь, однако, очень важен американский фактор, т.к. Плахотнюк сумел добиться расположения влиятельных кругов в Вашингтоне (не в последнюю очередь благодаря услугам лоббистских структур), умело играя на конфронтации России и США и выставляя себя чуть ли не «последним бастионом Запада в Молдове». Однако эта риторика уже не так действенна, как раньше, поскольку западные партнеры наконец-то поняли, что ДПМ прячет за этими лозунгами де-факто захваченное государство, очень далекое от настоящих европейских стандартов.
Наконец, вариант коалиции между ПСРМ и блоком «Сейчас» под лозунгом борьбы с олигархическим режимом Плахотнюка представляется маловероятным, но совсем не иллюзорным. Здесь надо вспомнить невероятный в истории Молдовы случай: в январе 2016 года пророссийская и прозападная оппозиция единым фронтом пошла в наступление на Демократическую партию, которая была в одном шаге от полного краха. Но в последний момент вмешалась тогдашний заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, которая назвала легитимную ту самую «коалицию» в составе ДПМ и перебежчиков и фактически нанесла сильнейший удар по оппозиции. В Молдове об этом не забыли до сих пор.
Так что сегодня вариант антиолигархической коалиции выглядит более перспективным для левой и правой оппозиции, поскольку в противном случае Молдове грозят досрочные парламентские выборы, где весьма вероятно усиление ДПМ и ее сателлитов в ущерб социалистам и блоку «Сейчас». Однако в данный момент о коалициях речи не идет, т.к. Конституционный суд еще не утвердил итоги выборов, а поскольку эта структура тоже де-факто контролируется Плахотнюком, он может пойти на любые действия по предотвращению негативного для себя развития событий».
Приятным «бонусом» для армянских читателей можно назвать избрание председателя Армянской общины Молдовы Айка Вартаняна депутатом парламента от Партии социалистов, сообщил нам Эрнест Варданян.
Фото предоставлены Эрнестом Варданяном