Премьер-министр Армении Никол Пашинян посетил Тегеран, где встретился с руководством Ирана. Стороны выступили с рядом заявлений об армяно-иранских отношениях. Для Армянской службы Голоса Америки визит комментируют американские эксперты.
Визит премьер-министра Пашиняна в Иран и заявления, сделанные в Тегеране об армяно-иранских отношениях, получили различные оценки американских экспертных кругов.
Старший аналитик Американского совета по внешней политике Стивен Бланк считает, что углубление отношений Армении с Ираном не исходит из интересов Еревана, поскольку это наносит ущерб отношениям между США и Арменией.
«Вместо армянских властей я бы не стал углублять отношения с Ираном с той точки, где они находились. Желательно поддерживать отношения статус-кво и не углублять их», – отмечает Стивен Бланк.
Однако бывший посол США в Армении Джон Эванс считает естественным развитие армяно-иранских отношений и не считает, что они каким-либо образом угрожают США.
«Я думаю, что мы должны учитывать географическое положение Армении и блокаду восточных и западных границ. Армении необходим выход на юг и север, а значит, отношения Армении с Ираном неизбежны. Я не вижу здесь какой-либо угрозы Соединенным Штатам», – говорит посол Эванс.
Бывший посол отмечает, что санкции США против Ирана косвенно влияют на армянскую сторону, как правило, негативно.
«Из своего собственного опыта я знаю, что, когда Вашингтона устанавливает санкции в отношении Ирана, они косвенно влияют на Армению и наносят стране ущерб», – констатирует бывший посол.
А по мнению Стивена Бланка, все три государства Южного Кавказа имеют разные уровни отношений и проблем с Ираном. По его словам, отношения по большей части носят экономический характер. В случае Армении аналитик рассматривает вопрос в плоскости отношений с США.
«Проблема не в отношениях трех республик с Ираном, а в том, что Армения пытается расширить их с Ираном в то время, когда есть хорошая возможность резко улучшить отношения с США, получать американскую помощь, и почему бы нет – покупать оружие у США, освободившись от российского господства», – подчеркивает эксперт.
Углубление отношений включает в себя много областей, в том числе приоритетную в повестке армяно-иранских контактов сферу энергетики. Бланк раскритиковал заявления армянской стороны относительно роли Тегерана в обеспечении транспортировки иранских энергоносителей.
«Я понимаю, что Армения в значительной степени зависит от Ирана и иранского газа, но я сожалею, что она соглашается стать транзитной страной для иранского газа, когда на Иран наложены санкции, и Иран открыто нарушает резолюцию ООН по ракетам, а также пытается распространять терроризм на Ближнем Востоке. Это вредит развитию армяно-американских отношений», – отмечает Бланк.
По мнению же посла Эванса, политическое поле Ирана достаточно многослойно, и там есть группы и деятели, имеющие различные интересы.
«Я думаю, что у Армении нет иного выбора. Она должна иметь отношения со своим южным соседом ради собственных интересов и стабильности во всем регионе», – подчеркивает посол Эванс.
Посол не придает какого-то особого значения визиту премьер-министра Пашиняна в Тегеран, подчеркнув, что у всех бывших армянских лидеров были хорошие отношения с Ираном.
Арам Аветисян