Лента новостей
Новости дня

Да, армия использовалась, но армия не была задействована: Виктор Согомонян – о деле 1 марта 2008 года в передаче «От первого лица»

04 марта,2019 18:53

В послании в связи с событиями 1 марта 2008 года премьер-министр Никол Пашинян от имени государства принес извинения также всем погибшим 1 марта 2008 года, жертвам всех политических убийств, всем гражданам и политическим силам, подвергшимся политическим преследованиям в Армении после установления независимости. В очередном цикле передач «От первого лица» газеты «Аравот», посвященном этой теме, в качестве гостя принял участие руководитель офиса второго президента Роберта Кочаряна Виктор Согомонян, у которого мы поинтересовались, по какой причине Роберт Кочарян ни в 2008 году, ни в последующие годы не только не пожалел о случившемся, но даже не выразил сожалений и сочувствия родственникам погибших, за исключением офицера полиции Гамлета Тадевосяна, на панихиде которого он присутствовал лично.

В ответ Виктор Согомонян в частности сказал: «В Армении установилось крайне популистская власть, которая страдает отчетливыми историческими и политическими комплексами. И любым заявлениям со стороны властей мы можем давать оценки только в данном контексте». На просьбу уточнить, считает ли он принесенные в данном случае извинения проявлением популизма, он ответил следующее: «Скажу – почему, Никол Пашинян является организатором массовых беспорядков, в результате которых погибли люди. И я думаю, что прежде чем приносить извинения от имени государства и других, необходимо было лично извиниться перед всеми людьми, кто пострадал в тот день, в том числе и перед жертвами, которые, если вы просмотрите видеоматериалы, послушались также и Никола Пашиняна, мол, ничего такого не происходит, никаких погибших нет, сегодня мы должны все завершить…».

Мы заметили, что такое сожаление выразил лидер партии «Республика» Арам Саргсян: «Я чувствую свою вину за 1 марта. Потому что эти люди возможно слышали мои речи и призывы, и пришли, и теперь они не со своими семьями, тогда как я со своей семьей. Мое единственное утешение в том, что я не сделал этого преднамеренно». Виктор Согомонян сказал: «Это намного честнее, я его поздравляю. Он намного честнее, чем Никол Пашинян».

На вопрос, почему Роберт Кочарян не проявил такой честности, глава его офиса ответил: «9 апреля 2008 года Роберт Кочарян сложил полномочия в Республике Армения. По состоянию на 9 апреля картина произошедшего была абсолютно неясной. Кстати, и сейчас не ясно по некоторой части. Становиться и извиняться за то, что еще ясно не представляешь, что произошло, я не думаю, что было бы правильно в тот момент. Вы в курсе, кто убил эти 10 человек? Знаете ли вы, в результате чего они погибли? Если вы говорите об извинениях, я понимаю так, что вы невнимательно смотрели видеоматериалы с посланиями президента Кочаряна. Но я хочу напомнить вам о последнем послании президента 8 апреля, где он просит прощения у народа Армении, у всех тех, чьи мечты не сбылись».

После интервью мы уточнили, что Роберт Кочарян в этом последнем заявлении сказал: «Я прошу прощения у тех, чья жизнь за эти годы не улучшилась. Из тех, чьи ожидания не оправдались, а мечты не сбылись».

Мы задали ли вопрос о том, являются ли частью их тактики утверждения адвокатов Кочаряна относительно информированности о событиях 1 марта? Например, адвокат Айк Алумян неоднократно настаивал на том, что 1 марта 2008 года на площади Свободы полиция была вынуждена применить силу, а Роберт Кочарян узнал об этом только утром, когда пришел на работу. По словам Алумяна, имелась предварительная договоренность, что не должно быть никакого насилия и жестких конфликтов с демонстрантами, собравшимися на площади Свободы. Планировались действия, которые не подразумевали применения силы. В ответ Виктор Согомонян сказал: «Полиция отправилась на операцию, которая не предполагала столкновения, а затем на месте произошло совсем иное. И полиция на месте приняла решение, о котором проинформировала».

В связи с этим мы представили запросы секретаря юридической комиссии Армянского национального конгресса Армена Хачатряна: «Почему они отправились проводить проверку в шесть часов утра? Кто отправились проводить проверку… с щитами и дубинками проверку не проводят, тремя тысячами человек проверку не проводят. Проверка является следственным действием в рамках уголовного дела … Они должны были явиться с санкцией суда, они должны сообщить, что проводят такие-то следственные действия, для этого есть все основания, предусмотренные законом».

Виктор Согомонян настоял на том, чтобы правоохранители давно и полной мере ответили на все эти вопросы, и добавил: «Если кто-то думает, что полиция отправилась туда неизвестно чем заниматься, то он ошибается. Она отправилась туда, о чем было объявлено».  И в качестве обстоятельства, проливающего свет на то, что произошло потом, он напомнил про опубликованную в газете «Жоховурд» официально не опровергнутую и неподтвержденную информацию: «Еще с 2008 года ходили слухи, что Левон Тер-Петросян попросил своих сторонников о следующем: «Когда нападут полицейские, потерпите 20 минут, пусть вас немного изобьют».

«Я предполагаю, что эта информация получена от человека, который присутствовал на площади утром 1 марта и находился рядом с Тер-Петросяном», – сказал г-н Согомонян, который комментирует это следующим образом: «Тер-Петросян собрал сторонников и сказалт, что они обязательно должны быть избиты, я прошу вас, идите и стойте, уберите все оружие с площади… И обазательно окажите яростное сопротивление полиции, потому что наша политическая сила кроется в этом столкновении».
В ходе беседы мы подробно остановились на приказе 0038, подписанном 23 февраля 2008 года. Он последовал за заявлением, сделанным Левоном Тер-Петросяном на площади 21 февраля. «В настоящий момент генерал-лейтенант Манвел Григорян и еще один присоеинившийся нему заместитель министра, тоже генерал-лейтенант, Гагик Мелконян – эти двое от имени народа, и от имени властей – начальник Генерального штаба армии генерал-полковник Сейран Оганян, ведут переговоры. Смысл переговоров заключается в следующем: командование армии в лице Манвела Григоряна и Гагика Мелконяна объявляют, что Манвел Григорян и Гагик Мелконян, будучи заместителями министра армии, поддерживают народ и будут защищать кандидата, завоевавшего доверие народа, и не позволят армии вмешиваться в политику и испльзовалась против своего народа».

https://youtu.be/uSOxDVG0Epo

Левон Тер-Петросян также выразил надежду, что к заместителям министра присоединится все армейское руководство. Рассказав о совещании, последовавшем за этим заявлением, и отданных поручениях, глава офиса Роберта Кочаряна, в частности, сказал: «Было важно следующее, чтобы процесс был остановлен, то есть, было предотвращено вовлечение армии и обострение ситуации со стороны побежденного кандидата. Фактически, дважды – в февральские дни и 1 марта президент Кочарян своими действиями предотвратил государственный переворот».

Мы заметили, что не учитывается то обстоятельство, что когда был подписан приказ 0038, еще не было известно, кто является победившим или побежденным кандидатом. Тогда как уже в самом начале приказа упоминалось: «После того, как результаты президентских выборов были признаны со стороны международного сообщества прозрачными и открытыми, некоторые политические силы не принимают их и своими противозаконными действиями пытаются дестабилизировать ситуацию …», но окончательные результаты выборов ЦИК опубликовала только вечером 24 февраля 2008 года. «Имелись предварительные данные. Если я не ошибаюсь, зарубежные лидеры уже поздравляли Сержа Саргсяна.  Это я помню очень хорошо», – сказал Виктор Согомонян.

Мы также коснулись заявления министра обороны Армении Давида Тонояна по Общественному телевидению: «Вооруженные силы были использованы, да. Вооруженные силы присутствовали во время событий 1 марта и выполняли свой долг… Но то, что вооруженные силы присутствовали и использовались, это факт». Руководитель офиса Роберта Кочаряна сказал: «Я свидетельствую, как и господин Тоноян, армия использовалась. Но армия не была задействована. Это разные понятия, которыми наша ССС успешно манипулирует. Да, армия использовалась во время чрезвычайного положения, это факт, и никто этого не отрицает».

Он также упомянул следующий пункт приказа о введении чрезвычайного положения 1 марта 2008 года: «3. Обеспечение режима чрезвычайного положения возложить на Полицию РА при Правительстве Республики Армения и Министерство обороны Республики Армения».

Виктор Согомонян настаивал на том, что армия использовалась для охраны важных государственных учреждений: «Армия не участвовала в столкновениях с демонстрантами. Армия не имела никаких отношений с демонстрантами. Это факт».

Человеку, который управлял страной в течение последних 10 лет, сейчас выдвинуто тяжелейшее обвинение, было предпринято несколько попыток провести митинги в его поддержку, которые были малочисленными. Его защищают адвокаты, которые за плату осуществляют свою профессиональную деятельность, и отдельные СМИ, которые были приобретены в этот период лица из близкого окружения Кочаряна. Но отсутствует общественная политическая поддержка, не является ли это оценкой его 10-летней деятельности? «Отнюдь. Я согласен относительно малочисленности митингов, но эти демонстрации организую не я, и они не организовываются при непосредственной поддержке соратников по команде Кочаряна», – ответил в частности г-н Согомонян.

Он категорически не согласен и с другими нашими замечаниями: «Нет ни одной значительной политической единицы, которая бы не выступила бы с заявлением по поводу президента Кочаряна. Например, АРФД неоднократно заявляла, что происходящее вызывает большие сомнения и не похоже на правосудие. Также и РПА, многие отдельные личности, карабахские деятели, герои Арцаха … Многие люди очень хорошо понимают происходящее с президентом Кочаряном, они, к счастью, трезвомыслящие люди, внесшие большой вклад в становление и развитие государства».

В ходе интервью мы попытались выяснить, как бывший руководитель Армении приобрел свое богатство. «У Роберта Кочаряна нет миллиардов», – заверяет глава его офиса. Мы также поговорили о заявлении Сильвы Амбарцумян, новом обвинении во взятке и обвинении против сына 2-го президента Армении Седрака Кочаряна. «Роберт Кочарян сейчас является политзаключенным», – утверждает наш собеседник и отвечает на вопрос, есть ли какая-либо международная организация, которая признала его политзаключенным?

Ответы на этот и другие вопросы Виктора Согомоняна полностью смотрите в видеоматериале.

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать