В своем последнем интервью второй президент Армении Роберт Кочарян провел сравнение между действующей властью и АОД. Он говорил со свойственной ему злостью, потому что в начале 1990-х годов аодовцы смотрели на Кочаряна несколько свысока. И хотя после 1998 года второй президент сделал все, чтобы отомстить своим бывшим соратникам, их дороги вновь пересеклись в 2008 году, и на этот раз тоже в адрес друг друга было высказано много чего крайне неприятного. Даже сейчас у наследника АОД – АНК, и вообще сторонников первого президента, есть проблемы с Кочаряном. Правда, проблемы имеются не только у них.
Но если мы действительно попытаемся сравнивать силы, пришедшие к власти в результате революций 1988 и 2018 годов, можно заметить следующее. Сегодня больше внимания уделяется внешним атрибутам, риторике и общественному мнению, чем в то время. Например, у аодовцев даже и в мыслях не могло пройти объявить день своего прихода к власти общенародным праздником. «Для морального уничтожения «остатков прежнего режима» не тратилось столько энергии, сколько сейчас замечено одержимости в отношении «бывших». («Бзиком» первого президента и АОД был Дашнакцутюн, но это уже другая история).
Вместо этого в начале 1990-х годов власть уделяла больше внимания не революционным словам, а революционным делам. В адрес реформ Багратяна до сих пор звучат проклятия – «разорил», «разграбил», «продал станки в качестве лома», «жрал электричество» и прочее. В эти мифы, услышанные от своих родителей, верят даже некоторые молодые представители сегодняшних властей. Но реформы все же осуществлялись (естественно, со своими недостатками).
Сегодняшняя власть, повторю, слишком много зациклена на общественном мнении. Так дело с места не сдвинется. Если есть решение о запрете курения в закрытых помещениях, то нужно «взять топор» и одним ударом «отсечь этот дым», и министр здравоохранения здесь прав. Если целью является изменение налогового законодательства, то следует выслушать депутатов «экономического блока», а не консервативных министров. Если необходимо освободить государственные учреждения от «гоняющих шарики», то не стоит прислушиваться к стенаниям социальных популистов. Иначе, оставаясь в неопределенности, можно тянуть столько, что окно возможностей, открытое народом, захлопнется.
Одним словом, революция в экономической и других сферах требует решительности.