Для решения многих проблем Армении, в том числе и безопасности, необходимо не только наращивать наш военный потенциал, но и интегрироваться в передовое европейское политическое, экономическое и культурное пространство. Чтобы интегрироваться, мы, армяне, и вообще наше 3-миллионное государство, должно в частности заинтересовать цивилизованный мир. Если нас будут воспринимать только как нацию, имеющую карабахскую проблему и геноцид, этого, мягко говоря, мало.
Для объяснения, что в данном случае означает «особенность», «преимущество» или, если хотите, в чем тут «фишка», приведу простейший, можно сказать, бытовой пример. На европейских туристических маршрутах кого мы просим сфотографировать нас (если устали от наводнивших фотографий «селфи»)? Обычно мы обращаемся с этой просьбой к туристам с азиатской внешностью, не зная точно, являются ли они китайцами, японцами или корейцами. Почему мы так поступаем? Потому что, как правило, мы убеждены, что представители наций этих регионов:
а) хорошо разбираются в технике,
б) дружелюбны и не откажут в просьбе незнакомому человеку,
c) добросовестны, даже в этом простом действии они продемонстрируют свои наивысшие способности, «не попытаются увильнуть от просьбы».
Означает ли это, что в отмеченных нациях нет недобросовестных и недружелюбных людей? Конечно, нет. Но наше отношение было сформировано общением с большинством из них, и большинство заслужило в целом положительную репутацию, будучи носителем определенной культуры и религии.
Вы не заработаете такую репутацию геноцидом. Также и 1700-летним христианством. Причина, по моему мнению, кроется в том, что вера, в частности, буддизм, в какой-то степени стали частью как государственного устройства, так и быта отмеченных народов. В случае нашего христианства это не так. Для нас, например, завет «не кради» означает – «не кради курицу у соседа», но не означает – «не кради у государства», в частности, не скрывай налоги.
Но я уверен, что мы можем быть интересны, выступить перед миром в позитивном свете, и нашей «фишкой» может быть сфера информационных технологий, интеллектуальное производство, искусственного интеллекта, цифровых знаний, одним словом, в тех сферах, в которые нужно вкладывать мысль, личную инициативу, инновации. А для этого необходимо кардинально реформировать образовательную и научную сферу. Здесь мы отстаем как минимум на несколько десятилетий. Но это отдельный разговор.
А у армян и Армении уже есть эта особенность: потрясающие дружелюбие и гостеприимство.
Все так, Жанна, но мы и не можем быть другими — это наработка многих и многих тысячелетий нашего этноса. Ведь недаром все молодые государства отличаются прямо противоположными качествами — агрессией, неприятием других народов, стремлением завоевать как можно больше пространства и другое. Поэтому переговоры между разными цивилизационными обществами никогда не приведут к приемлемому результату. И это надо понять нам всем.