После пяти лет аннексии стало очевидно, что для России, Украины, крымчан и международного сообщества полуостров стал тем, что метко называется «чемоданом без ручки» – слишком значимым, чтобы перестать его носить, и в то же время слишком тяжелым для переноски. Эту мысль в интервью Крым.Реалии (Ксения Кириллова) высказал эксперт по вопросам Евразии и бывший аналитик ЦРУ и Государственного департамента США Пол Гобл (Paul Goble).
«Россияне не могут отказаться от него из-за символической ценности Крыма в их глазах, но им все труднее удерживать его, поскольку это стоит им отношений с Западом и их собственного будущего. Живущие в оккупации крымчане не могут свергнуть оккупантов, но им все труднее жить под их жестким репрессивным режимом. Украинцы хотят вернуть Крым, но не в силах заставить Россию его возвратить. Запад не может признать российскую аннексию законной, поскольку не может пожертвовать фундаментальными основами международного права, но при этом не может вынудить Россию уйти без риска, спровоцировать международный пожар», – рассуждает Гобл.
Таким образом, эксперт делает вывод, что аннексия полуострова представляет собой не только открытую рану, но и растущую, не отступающую угрозу самой России, ее соседям, Крыму и Западу.
«Авторов, которые проводят аналогии с действиями Гитлера в 1930-х годах, нельзя назвать паникерами. Во всяком случае, они не преуменьшают проблему того, что Россия, столь вопиюще пренебрегающая международными правилами, делает это с уверенностью, что ее действия невозможно оспорить. Гитлер знал, что в конце концов даже англичане и французы будут воевать с ним; Путин же предполагает, что в ядерном мире такой исход невозможен и, конечно, никто не хочет подобного исхода. Но если мы позволим путинской агрессии продолжаться, она будет расти, и тогда шанс на мирную жизнь и сохранение международного порядка почти полностью исчезнет», – предостерегает американский аналитик.
Говоря о последствиях российской аннексии для самого Крыма, Пол Гобл отмечает, что она принесла крымчанам только репрессии и бедность.
«Крымские татары, фактически, подвергаются замедленной депортации, а действия Москвы по уничтожению их общины, равно как и этнических украинцев в Крыму, в сочетании с привлечением им на смену сотен тысяч россиян с материковой России, поднимают проблему до уровня геноцида – на самом деле крупнейшего геноцида со времен действий Пол Пота в Камбодже», – подчеркивает он.
Пол Гобл отмечает, что для материковой Украины, в свою очередь, российская оккупация Крыма стала раной, которую ни один украинец никогда не сможет забыть.
«С одной стороны, она объединила украинцев в защите своей страны гораздо сильнее, чем любые события в прошлом. Их успех в предотвращении дальнейшего продвижения путинской агрессии – один из величайших примеров человеческого мужества нашего времени. Но, с другой стороны, оккупация разрушила давние отношения с Россией и россиянами, создав проблемы внутри Украины и для Украины, особенно учитывая, что Запад не желал сделать что-то многим существеннее, чем выражение обеспокоенности и введение относительно мягких санкций, больше направленных на подтверждение позиции Запада в его собственных глазах, чем на нанесение реального ущерба Путину и его режиму. На самом деле, санкции основаны на фундаментальном заблуждении, что Путину небезразлично, что будет с его народом, и поэтому он выполнит требования тех, кто вводит санкции. Однако он не собирается делать ничего подобного, и почти наверняка не станет делать этого в ближайшем будущем.
Для России аннексия Крыма изначально стала поводом для национального праздника. Крым давно рассматривается россиянами как принадлежащий им по праву трофей, добытый в прошлых войнах, и регион, который был незаконно отторгнут у них Никитой Хрущевым. Но очень быстро, притом не столько из-за санкций, сколько из-за политики Кремля, россияне увидели, что правительство с легкостью направляет их налоги в Крым вместо того, чтобы потратить их на решение проблем в российских регионах. С течением времени и с каждой новой волной санкций и экономического спада заявления против подобной политики делались все громче и отчетливей, а их количество все возрастало. В глубине души россияне до сих пор могут радоваться присоединению Крыма, но умом они уже не уверены, что это того стоило», – рассуждает американский эксперт.
Также Пол Гобл выделяет важные последствия аннексии Крыма для остальной части постсоветского пространства.
«Для этих стран действия Путина ознаменовали окончательное завершение любых проектов по восстановлению СССР. Все страны региона сейчас смотрят на Москву с подозрением и враждебностью. Даже Армения и Беларусь, в отношении которых никто не мог предсказать, что они когда-либо обернутся против России, сейчас, по факту, делают это, все чаще говоря о связях с Западом. Никто не собирается присоединяться к каким-либо неосоветским проектам добровольно, а уже вовлеченные в них ранее теперь стараются держаться как можно дальше от Москвы. Любое новое применение силы в регионе со стороны Кремля не только потерпит неудачу, но и приведет к взрыву, способному разрушить не только перспективы хоть какого-то единства, но и сохранение России как единой территории. Если бы Запад был сплоченнее и действовал предусмотрительнее и активнее, распад Московской империи начался бы довольно скоро», – предполагает Пол Гобл.
Тем временем, по словам аналитика, аннексия Крыма разрушила надежды тех людей на Западе, кто считал, что Россия покончила с практикой советской агрессии и репрессий.
«Оккупация дала понять, что режим Путина является ревизионистской и реваншистской державой, основанной на разрушении международного порядка. Как это обычно происходит в демократическом мире, западные страны постепенно возвращаются к той позиции, которую они занимали против Советского Союза: сдерживание и начало гонки вооружений и соперничества в тех областях, в которых изолированная Россия не сможет надеяться на победу. Действительно, Крым стал чемоданом без ручки, от которого не сможет отказаться и никто не способен унести», – подытожил Пол Гобл.
Фото — Крым.Реалии