Предсказуемость в жизни людей является очень важным фактором. Например, когда мой друг Гагик Суренян говорит, что в ближайшие пять дней пойдет дождь, я готовлюсь к этой не столь радостной перспективе и физически (планирую соответствующую одежду), и психологически (не томлюсь, не жду, что солнце засияет через два часа или день).
И наоборот, скажем, когда в первой половине 90-х годов отключали свет, и было совершенно не ясно, когда его снова дадут, это могло длиться час или, скажем, восемь часов, и люди, особенно домохозяйки, находились в постоянном напряжении, когда же появится электричество, чтобы по-быстрому успеть сделать свои дела. Кстати, если свет давали днем, об этом можно было узнать из дружного крика «ура» детей во дворе.
Это простые бытовые примеры, отражающие жизненный опыт каждого из нас. Но еще важнее фактор предсказуемости в экономике, в бизнесе. Бизнесмен должен планировать свою деятельность хотя бы в годовом разрезе, сколько у него будет расходов, сколько ожидаемой прибыли, и это касается как богатого олигарха, так и обычного владельца киоска.
Невозможно составить программу, в частности, в условиях постоянных изменений в Налоговом кодексе, или когда обещано какое-либо изменение, но оно не внедряется, затягивается. В том же самом микро-бизнесе (условно говоря, владельца киоска), если было решено освободить от налогообложения, данное решение должно было быть принято в начале января, а не держать в неопределенности как минимум до конца марта, и теперь владелец киоска не уверен, будет ли принимаемое решение иметь обратную силу или нет?
Читайте также
Неопределенное состояние этого бизнесмена немного похоже на ожидание «включения света» в 90-х годах. Настолько же вредоносны и колебания – «шаг вперед, шаг назад» – повысятся ли налоги для адвокатских и консультационных контор или нет, вырастет ли акцизный налог на газированные сладкие напитки или нет. Это также вызывает недоверие, бизнесмены из других секторов не уверены, не предпримут ли завтра подобные изменения и по их части. Я уже не говорю о революционных и популистских проявлениях, которые также могут создавать неопределенность.
Например, владельцы кафе вокруг Лебединого озера могут сомневаться, следует ли им инвестировать в свой бизнес, если завтра или через несколько месяцев будет объявлено, что они построили эти кафе на разграбленные у народа деньги, все строения являются незаконными и подлежат сносу.
А если это не кафе, а более крупный бизнес?
АРАМ АБРААМЯН