Визит премьер-министра в таможню, его негодование по поводу государственного флага и вытекающие из этого «организационные выводы», хотя и не имеющие «общенационального значения», однако примечательны в рамках наших представлений «Новой Армении». В соответствии с ним, время «царских указов», «ценных указаний», унижений людей и незаконных приказов вроде как должно было уйти в прошлое. В частности, никто не имеет права ни от кого-то требовать – «прямо сейчас пиши заявление и уходи». Помимо того, что это стиль работы, так сказать, «Старой Армении», что также является и незаконным требованием. Даже если я являюсь владельцем частного общества с ограниченной ответственностью, я не могу требовать этого от своих работников, для увольнения с работы в Трудовом кодексе предусмотрены конкретные процедуры. И если директор моей компании в нарушение эти процедуры издаст такой приказ, мой сотрудник может подать на меня в суд и выиграть дело.
Регулирования в государственном секторе расписаны более строго и детально, и это оправдано, поскольку здесь самоуправство и субъективный подход могут привести к более опасным последствиям, чем в частном секторе. В случае этого конкретного инцидента можно сказать, что да, неуважительное отношение к государственному флагу наказуемо. Но прежде чем делать поспешные выводы, следовало выяснить:
а) был ли это государственный флаг Армении?
б) на самом ли деле к нему было проявлено неуважительное отношение?
в) проявил ли неуважительное отношение к флагу именно этот сотрудник таможни?
Всего этого не могло быть выяснено за несколько секунд, для этого необходимо было провести внутреннее расследование. Но даже если служебное расследование выявило бы вину работника, премьер-министр не имеет права увольнять его с работы. Указом Правительства РА за № 224-N от 10 марта 2016 года сотрудники таможни могут быть освобождены с должности председателем комитета или руководителем аппарата в зависимости от занимаемой ими должности и категории. Если вызвавший гнев премьер-министра сотрудник налоговой стал в результате революции гражданином, он все это сказал бы или еще скажет.
В содержательном аспекте премьер-министр прав как в этом, так и в случае ректора ЕГУ, и даже в случае организованных пропагандистских манипуляций. Просто, прежде чем делать правильные в принципе шаги, сначала нужно дольше и хладнокровнее подумать о правовом аспекте. Для того чтобы те же самые оппозиционеры или «нежелающие» не могли находить «черные пятна» в этих правильных инициативах.