Развитие демократических институтов, становление независимой судебной системы, укрепление антикоррупционных институтов являются ключевыми областями, в которых нам нужна поддержка Совета Европы: премьер-министр выступил на пленарном заседании ПАСЕ
11 апреля премьер-министр Армении принял участие в пленарном заседании весенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Премьер-министр Никол Пашинян выступил с речью, в которой, в частности, отметил:
“Уважаемая госпожа председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы,
Уважаемый генеральный секретарь Совета Европы,
Уважаемые члены Парламентской ассамблеи Совета Европы,
Читайте также
Принята практика, когда высокопоставленные гости с этой трибуны начинают свою речь со следующего предложения: «Для меня большая честь выступать с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы». Это действительно большая честь, но позвольте сказать, что выступление с этой трибуны имеет для меня особое значение и особый смысл.
Сейчас попробую объяснить почему.
Летом 1999 года, будучи главным редактором ежедневной газеты «Орагир» («Дневник»), я ждал вердикта суда по возбужденному против меня уголовному делу. Поводом для возбуждения уголовного дела была публикация в газете, которую я возглавлял.
Прокурор потребовал, чтобы меня приговорили к трем годам лишения свободы и отправили в тюрьму. В те времена было почти невозможно, чтобы суд отклонил требование прокурора. Но в те дни произошло что-то вроде чуда, и суд приговорил меня к одному году лишения свободы, но сделал это так, чтобы мое заключение было на некоторое время отложено.
Потом оказалось, что причина заключалась в следующем: в те дни Армения собиралась стать членом Совета Европы, и председатель ПАСЕ лорд Рассел Джонстон должен был посетить Армению для обсуждения некоторых вопросов членства, и тогдашние власти поняли, что тюремное заключение редактора газеты является не очень хорошим фоном для такого официального визита.
Рассел Джонстон действительно затронул мою проблему во время своего визита, и, возможно, власти пообещали, что не посадят меня в тюрьму.
Так и случилось: после визита Джонстона мой приговор стал условным, и в 1999-2000 годах я не был приговорен к тюремному заключению благодаря процессу вступления Армении в Совет Европы.
И хотя после этого еще несколько раз я подвергался уголовному преследованию, мое заключение было отложено и состоялось только после событий 1 марта 2008 года, когда были убиты 10 граждан Армении, в том числе восемь мирных демонстрантов. В то время тысячи оппозиционеров отправляли в полицейские участки только за участие в демонстрациях.
И около ста политических лидеров и активистов оказались в тюрьмах в качестве политзаключенных.
Единственной надеждой и поддержкой лишенных права на митинги граждан, оказавшихся в тюрьме политических деятелей и их родственников, родственников жертв 1 марта в то время был Совет Европы, Парламентская ассамблея Совета Европы, поскольку после 1 марта Конституция фактически не действовала в Республике Армения, и у людей не было надежной юридической гарантии защиты, не было никакой надежды.
И пять резолюций, принятых ПАСЕ по этим событиям, как свежий воздух изменяли атмосферу Армении, давая надежду на то, что еще не все потеряно. Находясь в заключении с 2009 года и приговоренный к 7 годам лишения свободы в 2010 году, я провел всего два года в тюрьме и вышел на свободу благодаря поддержке граждан Республики Армения, а также Совета Европы.
Зимой 2011 года меня в тюрьме посетил комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг, и это было очень важно в контексте привлечения международного внимания к проблеме политических заключенных в Армении и к моей проблеме.
Вскоре Европейский суд по правам человека признал мое дело неотложным, через два месяца после этого власти выпустили меня по амнистии, понимая, что следующим шагом Совет Европы официально признает меня политзаключенным.
Следующим этапом моих отношений с Советом Европы и ПАСЕ стал декабрь 2018 года. В то время я был премьер-министром Армении и достиг этого статуса в результате ненасильственной бархатной народной революции в апреле и мае того же года и в качестве следующего этапа революции в стране были проведены внеочередные парламентские выборы.
Наша политическая сила получила более 70 процентов голосов на этих выборах, но важно не это, а тот факт, что наблюдательская миссия ПАСЕ назвала эти выборы демократическими.
Я цитирую из оценки наблюдательской миссии ПАСЕ: «Проведение демократических выборов в Армении стало возможным благодаря бархатной революции, а также проявлению политической воли властей» (конец цитаты).
Другие международные наблюдательские миссии также признали декабрьские выборы свободными, честными, демократическими и конкурентными. Ни одни выборы в Армении никогда не получали подобной оценки.
Это были первые парламентские выборы в нашей стране, результаты которых не были оспорены в Конституционном суде, и первые парламентские выборы, результаты которых беспрекословно признали все политические силы и общество.
И сейчас, как избранный народом Республики Армения премьер-министр, хочу с этой трибуны поблагодарить Совет Европы, Парламентскую ассамблею Совета Европы за поддержку процессу развития прав человека и демократии в Армении.
Сегодня в Армении победила демократия, и это произошло благодаря ненасильственной бархатной народной революции, которая произошла в Армении в эти дни прошлого года. Хочу особо подчеркнуть, что эта революция родилась в душе и сердце армянского народа, и не было ни одной, абсолютно никакой внешней силы, которая каким-либо образом была бы вовлечена в нашу революцию. Наша революция не имела никакого геополитического содержания, никакого геополитического контекста.
Но как произошла эта революция? Как она завершилась победой? В 2015 году тогдашний фактический лидер Армении Серж Саргсян в конце своего второго срока инициировал конституционные изменения, в результате которых полупрезидентская форма правления с апреля 2018 года должна была быть заменена парламентской системой.
Когда эти конституционные изменения были инициированы, он публично пообещал, что никогда не будет выдвигать свою кандидатуру на пост руководителя, в данном случае премьер-министра Армении. Но в 2018 году оказалось, что именно он был кандидатом на пост премьер-министра со стороны правящего парламентского большинства, и, узнав об этом, я и мои друзья 31 мая 2018 года начали шествие из Гюмри, второго по величине города Армении, в Ереван, призывая граждан Армении предотвратить политический обман Сержа Саргсяна.
За 13 дней мы прошли более 200 километров, транслируя весь процесс в прямом эфире в социальных сетях. А в Ереване сначала к нашему движению присоединились многие школьники, юноши и девушки, за которыми последовали старшие братья и сестры, за ними — их матери, отцы, бабушки и дедушки.
И хотя 17 апреля 2018 года парламент избрал Сержа Саргсяна премьер-министром , а 22 апреля я снова оказался в тюрьме, однако на следующий день Серж Саргсян под давлением народа был вынужден освободить меня и моих друзей, а затем уйти в отставку. А через 15 дней, 8 мая 2018 года, тот же парламент избрал меня премьер-министром Республики Армения, потому что этого требовали все армяне.
Так произошла наша революция, которую мы называем Революцией любви и солидарности, так как она изначально была основана на логике ненасильственной борьбы.
Поднятые вверх открытые ладони были символом нашей революции. И это было символом неоднократно озвученного нами заявления о том, что даже если полиция и представители бывших властей применят насилие, мы не ответим на это насилие насилием.
И любовь, идея ненасильственной борьбы действительно одержала победу над олигархической, коррумпированной системой в Армении, которая в течение многих лет была у власти. Одержала победу без всякого насилия, одержала победу без жертв, одержала победу без оружия. С поднятыми вверх ладонями.
Дорогие друзья,
Сегодня в Армении действительно происходят огромные политические изменения. Нам удалось искоренить системную коррупцию в Армении, устранить монопольную экономическую систему и создать реальные условия, чтобы все люди были равны перед законом.
Мы в ежедневном режиме сокращаем теневую экономику: за последние 10 месяцев в Армении из тени было выведено и создано более 50 000 рабочих мест, что составляет 10 процентов от общего рынка труда. Зафиксированы серьезные перевыполнения по доходной части нашего бюджета, и мы намерены перевыполнить доходную часть бюджета 2019 года примерно на 70 миллионов евро, как минимум, на 70 миллионов евро, что составляет 2,6 процента доходной части нашего бюджета.
Эти дополнительные средства послужат строительству дорог, инвестициям в образовательную и здравоохранительную сферы, пропорциональному территориальному развитию и повышению зарплат. Деятельность нашего правительства прозрачна и подотчетна, а наша власть исходит из свободного волеизъявления нашего народа.
Сегодня Армения — однозначно демократическая страна с идеальной свободой слова и собраний. Страница избирательных фальсификаций, системной коррупции закрыта в нашей стране безвозвратно. Наше правительство принимает меры для постоянного повышения уровня защиты прав человека.
Но наша демократия нуждается в укреплении, экономических и институциональных гарантиях. Развитие демократических институтов, создание независимой судебной системы, формирование и укрепление антикоррупционных институтов являются ключевыми областями, в которых нам нужна поддержка Совета Европы.
Все это важно не только в контексте закрепления результатов политической революции, но и для успешного завершения новой — экономической революции.
Основная цель и значение нашей экономической революции состоит в том, чтобы побудить наших граждан заниматься экономической деятельностью, создавать для них реальные возможности, сделать Армению более привлекательной для инвестиций и туризма и превратить нашу страну в технологическое передовое государство.
И мы убеждены, что мы справимся с этой трудной миссией, потому что наш народ вновь обрел уверенность в своих силах и веру в свое будущее.
Уважаемые присутствующие,
Дамы и господа,
Нагорно-карабахский конфликт продолжает оставаться серьезным вызовом для Республики Армения и для нашего региона в целом. Как и любое демократическое правительство, правительство Армении привержено принципу исключительно мирного урегулирования вопроса.
Однако демократические изменения в нашей стране придали новые оттенки нашему пониманию вопроса урегулирования проблемы.
Конечно, чрезвычайно важно, чтобы мы смогли начать конструктивный и позитивный диалог с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, но я убежден, что диалога между лидерами недостаточно для урегулирования вопроса. Очень важно начать диалог между обществами, чтобы мы готовили наши общества к миру, а не к войне.
Недавно на пресс-конференции в Ереване я объявил, что социальные сети могут стать очень важной платформой для такого диалога, где армяне и азербайджанцы, к сожалению, все еще общаются на языке брани и ненависти.
В течение тридцати лет конфликта мы, казалось, должны были исчерпать слова ненависти и брани, и уже должны были бы помогать друг другу понимать позиции друг друга, пытаться найти причины, которые не позволяют нам понимать друг друга.
Я лично уже начал этот диалог, несколько раз с трибуны парламента Армении заявив, что любой вариант урегулирования карабахской проблемы должен быть приемлемым для народа Армении, для народа Нагорного Карабаха, для народа Азербайджана.
Это беспрецедентное заявление в нашей реальности, и, по сути, именно эта формула позволит нам достичь мирного урегулирования карабахского конфликта. К сожалению, мы еще не слышали подобных слов из Азербайджана, и я надеюсь, что прозвучавшее с этой трибуны послание мира получит адекватную реакцию в азербайджанском обществе.
Дорогие присутствующие,
Не случайно я назвал эту трибуну Парламентской ассамблеи Совета Европы трибуной мира. Я считаю, что это то место, где брань должна быть заменена диалогом, провокация должна быть заменена конструктивной работой. Но, к сожалению, трибуна Парламентской ассамблеи Совета Европы иногда используется для подстрекательства войн.
В этой связи я не могу не отметить, что обсуждения по нагорно-карабахскому вопросу, которые проходили в ПАСЕ в январе 2016 года, стали прелюдией Четырехдневной войны, начавшейся в апреле того же года, и создали благоприятную почву для вооруженных сил Азербайджана для начала наступательных операций.
Я не хочу с уверенностью утверждать, что это было сделано сознательно, но, тем не менее, авторы этих обсуждений и документов провоцировали войну, которая стоила сотни жизней граждан Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана.
И сегодня, к сожалению, как и на других международных платформах, так и в ПАСЕ, мы видим попытки вовлечь эти структуры в геополитические игры, конфликты, а также сделать их стороной конфликта, что абсолютно противоречит сущности и миссии этих организаций.
Следует также помнить, что конфликты нужно рассматривать каждый по своей сути и содержанию, и делать какие-либо суждения о конфликте без понимания его происхождения, причин, сути и особенностей означает просто играть с человеческими жизнями и человеческими судьбами.
Именно по этой причине мы считали и считаем, что вопросом урегулирования нагорно-карабахского конфликта должны заниматься исключительно сопредседатели Минской группы ОБСЕ вместе с тремя сторонами конфликта, поскольку только в этом формате владеют не только текущим состоянием проблемы, но и всей историей, нюансами с самого начала конфликта.
Именно формат Минской группы ОБСЕ был создан для формирования платформы для диалога между всеми сторонами конфликта — Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией, и сегодня мы предпринимаем меры по восстановлению диалога между Нагорным Карабахом и Азербайджаном в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Дамы и господа,
Сказанное не значит, что Совету Европы нечего делать в зоне карабахского конфликта. Эта организация, которая ответственна за развитие правозащитных и демократических институтов в Европе, уделяет нулевое внимание поддержке действующих в Нагорном Карабахе неправительственных организаций.
ПАСЕ не предпринимает никаких мер для укрепления демократических институтов в Нагорном Карабахе и становления гражданского общества.
Объясняется это тем, что существуют противоречия, есть разночтения в определении статуса Нагорного Карабаха, и Нагорный Карабах не признан на международном уровне как государство.
Однако в связи с деятельностью Совета Европы и ПАСЕ речь идет не о государственном статусе. Если Нагорный Карабах пока не признан на международном уровне как независимое государство, разве существуют международные дискуссии о том, являются ли живущие в Нагорном Карабахе людьми? Разве для Совета Европы, одного из пионеров в сфере защиты прав человека, документ важнее реальных людей?
И с этой высокой трибуны я хочу призвать Совет Европы и все организации Европы, которые занимаются защитой прав человека, вопросами свободы слова и демократических институтов:
Поддержите народ Нагорного Карабаха в улучшении законов и институтов, укреплении прав человека, установлении верховенства закона и становлении независимой судебной системы. От этого выиграет гражданин, человек. А человек значит намного больше, чем любой документ, чем любой политический или групповой интерес, и я верю, что Совет Европы, Парламентская ассамблея Совета Европы будут руководствоваться именно этими ценностями.
Уважаемая госпожа председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы,
Уважаемый генеральный секретарь Совета Европы,
Уважаемые члены Парламентской ассамблеи Совета Европы,
Для меня было действительно очень почетно и важно выступить с этой трибуны по случаю первой годовщины армянской Революции любви и солидарности.
Журнал “The Economist”, признавший в 2018 году Армению страной года, провел задался вопросом, сможет ли Армения развивать свои достижения 2018 года.
Я имею честь заявить с этой высокой трибуны, что демократия в Армении необратима. Она необратима по одной простой причине: ее победу в нашей стране обеспечили не политические лидеры или силы, а народ, граждане, молодежь, которые знают, что они являются движущей силой всего прогресса, и они не упустят эту уникальную возможность сделать Армению маяком демократии, законности, прозрачности и терпимости.
Армения может и останется источником хороших новостей для всех, кто верит в демократию.
Спасибо”.
Пресс-служба премьер-министра Армении