«Разве существуют международные дискуссии о том, являются ли живущие в Нагорном Карабахе людьми?»
До встречи Мнацаканяна и Мамедъярова 15 апреля в Москве тема Арцаха на прошлой неделе была широко обсуждена в ПАСЕ. Премьер-министром Николом Пашиняном было озвучено несколько важных посылов.
Пашинян, представив в своем выступлении на пленарном заседании ПАСЕ важнейшие вызовы Карабахского конфликта, подчеркнул, что ему удалось «начать довольно конструктивный и позитивный диалог с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым». Затем он добавил, что убежден, что только диалога между лидерами недостаточно для решения проблемы. «Очень важно, чтобы диалог начался между обществами, чтобы мы готовили наши общества к миру, а не к войне …», – сказал Пашинян.
Пашинян даже раскритиковал ПАСЕ, отмечая, что эта трибуна порой используется для провоцирования войн. Он еще раз подчеркнул, что урегулированием конфликта должны заниматься сопредседатели Минской группы ОБСЕ с тремя сторонами конфликта, но добавил, что сказанное не означает, что у Совета Европы нет никаких дел в зоне конфликта. «Эта организация, которая ответственна за развитие правозащитных и демократических институтов в Европе, уделяет нулевое внимание поддержке действующих в Нагорном Карабахе неправительственных организаций».
ПАСЕ не предпринимает никаких мер для укрепления демократических институтов в Нагорном Карабахе и становления гражданского общества. Объясняется это тем, что существуют противоречия, есть разночтения в определении статуса Нагорного Карабаха, и Нагорный Карабах не признан на международном уровне как государство. Однако в связи с деятельностью Совета Европы и ПАСЕ речь идет не о государственном статусе. Если Нагорный Карабах пока не признан на международном уровне как независимое государство, разве существуют международные дискуссии о том, являются ли живущие в Нагорном Карабахе людьми? Разве для Совета Европы, одного из пионеров в сфере защиты прав человека, документ важнее реальных людей?», – сказал он.
Читайте также
Он с трибуны ПАСЕ призвал Совет Европы и все европейские организации, которые занимаются защитой прав человека, вопросами свободы слова и демократических институтов, поддержать народ Нагорного Карабаха в улучшении законов и институтов, укреплении прав человека, установлении верховенства закона и становлении независимой судебной системы.
Никол Пашинян и генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд после встречи в Страсбурге выступили с заявлением для прессы и ответили на вопросы журналистов. В ответ на вопрос, адресованный ему по данной теме, Ягланд сказал: «Мы не можем проводить мониторинг в этих зонах, потому что они не являются европейскими территориями. Нагорный Карабах – это представляет такую серую зону, и я предлагаю, чтобы Комиссар по правам человека получил мандат и право посещать эти зоны. Я думаю, что это возможно и для этого должно быть сделано политическое заявление со стороны европейских правительств. Я убежден, что Комиссар по правам человека должен иметь возможность работать в неполитической плоскости в гуманитарных целях».
«Как человек может оккупировать территорию, на которой он родился?»
Никол Пашинян ответил на вопросы депутатов на пленарном заседании ПАСЕ. Он посчитал важным подчеркнуть, что в последнее время представление нашим азербайджанским коллегам и обществу предложений о мирной повестке, мирном урегулировании «является одним из наших самых важных дел».
Пашинян четко заявил в ПАСЕ, что задача власти – создать условия для того, чтобы диалог между Арцахом и Азербайджаном не прерывался. Он напомнил 1990-е годы, когда тогдашнее руководство Азербайджана встречалось с властями Нагорного Карабаха, добавив: «Мы никоим образом не выдвигаем вопроса об изменении формата переговоров. Мы ставим вопрос о продолжении переговоров в том же формате, потому что, смотрите, вопрос прост, и он не является предварительным условием для нас или прихотью. Некоторые даже попытались назвать это деструктивной позицией, но все как раз наоборот, потому что мы говорим: хотим мы урегулировать проблему или нет.
Если мы хотим урегулировать проблему, то как мы можем представить решение проблемы Нагорного Карабаха без Нагорного Карабаха, потому что часто используется слово «оккупация», но те люди, которые живут сейчас в Карабахе, родились в Карабахе, жили в Карабахе, их предки жили в Карабахе, их деды жили в Карабахе, прадеды жили в Карабахе, их прапрадеды жили в Карабахе и так можно еще долго продолжать. Как человек может оккупировать территорию, на которой он родился, на которой родился его ребенок и на которой родились, жили и похоронены их предки?».
Он напомнил, что недавно выступил с инициативами, которые «в некотором смысле могут показаться странными». Во время пресс-конференции я задал публичный риторический вопрос, например, о том, есть ли у президента или руководства Азербайджана, что сказать народу Нагорного Карабаха и Армении. Например, я хотел бы иметь возможность обратиться к народу Азербайджана и поговорить с ним. Конечно, я и сейчас могу сказать, но не хочу, чтобы это было, так говоря, односторонне и случайно не было воспринято в качестве провокационного шага. Я хочу, чтобы этот разговор начался и состоялся между правительствами, народами, обществом и молодежью, потому что наша повестка – повестка мира, и мы не ставим вопроса об изменении формата».
Вышеупомянутые призывы официального Еревана пока остаются без ответа. На днях эту тему дополнительно развил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян. В передаче «Воскресная аналитика с Грайром Тамразяном» армянской службы Радио «Свобода», он отметил, что нельзя исключать, что Пашинян напрямую обратится к азербайджанскому народу. «Можно обратиться не только через переводчика, возможен и такой вариант, он обратится и на азербайджанском языке, если он за такое короткое время выучил другие языки, может быть, и этот вариант. Но что касается общения с народами, этот момент еще не наступил, но возможно, что этот момент созреет, не стоит исключать такой вариант, потому что среда, созданная в Армении, и вся система правления в Армении создают больше доверия, чтобы власть могла более уверенно осуществлять свои шаги, а также проводить международную политику».
Баку не вступает в дебаты по озвученным Пашиняном темам
Официальный Ереван еще раз подчеркнул в ПАСЕ, что правительство Армении привержено принципу исключительно мирного урегулирования карабахского конфликта. Но Армения и международное сообщество не слышат подобных заявлений от Азербайджана.
Более того, несмотря на то, что Пашинян подчеркнул, что урегулирование конфликта должно быть приемлемым для народов Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана, официальный Баку, можно сказать, абсолютно не воспринимает темы, которые Пашинян, кстати, высказывал не только с трибуны ПАСЕ. «Премьер-министр Армении, призывающий Азербайджан воздерживаться от применения силы и угроз, должен ознакомиться с Хельсинкским Заключительным актом 1975 года», – говорится в заявлении МИД Азербайджана. «Мы призываем премьер-министра принять незамедлительные меры по выводу вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана и выполнить требования международного сообщества», – заявило внешнеполитическое ведомство Азербайджана.
Таким образом, встречи руководителей Армении и Азербайджана находятся на том этапе, когда можно не исключать некоторые гуманитарные шаги, но по крупному счету, процесс урегулирования, по крайней мере, судя по официальным заявлениям Баку, стабильно находится на неконструктивном этапе.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
17.04.2019г