Из показаний по делу «1 марта» бывшего начальника полиции РА Владимира Гаспаряна, который возглавлял военную полицию РА с 1997 по 2008 год. Отметим, что он дал подробные показания по делу и заявил: «На военную полицию была возложена задача по обеспечению физической безопасности центральной части правительственного здания … пришли 100 сотрудников».
ВОПРОС: Следствием были получены сведения о том, что 1 марта 2008 года, в 16:09, 16:11 и 16:27 соответственно на площади Республики, напротив рынка на улице Тигран Мец и на улице Мелика-Адамяна были размещены подразделения Министерства обороны РА. О последнем упомянули также и вы. Скажите точно, какие подразделения были размещены на указанных улицах, по чьему приказу, под чьим подчинением, для осуществления каких мероприятий они были задействованы и какие конкретные действия они предприняли?
ОТВЕТ: Наверное, 1 марта 2008 года, вечером, в эти часы, примерно в 16:30, да, на улице Мелик-Адамяна находились военнослужащие, вероятно, 15-17 автомашин. Были они вооружены или нет, я не могу сказать, конкретно я не видел вооруженных военнослужащих, может быть, они были вооружены, но держали оружие в своих машинах. Только часть наших служащих Военной полиции была вооружена, спецподразделения – короткоствольными автоматами. Хочу отметить, что мои отцовские дома расположены на улице Лео. В ночь на 2 марта, около 3 часов, я отправился на эту улицу, чтобы повидаться с родителями, узнать об их состоянии. С родителями все было нормально. Мне сообщили, что на этой улице получил огнестрельное ранение сын одного из жителей, соседа Овика, в голову или в глаз, я точно не помню. Он был доставлен в больницу и выжил. Потом я узнал уже из прессы, что он вышел то ли на балкон, то ли на улицу, и был ранен. рассказывали, что там были солдаты, полицейские. Рассказали, что на этой улице и на перекрестке с улицей Прошяна была стрельба и столкновения, после чего примерно через 40-50 минут я отправился на эту улицу. На улице Лео в это время все уже было спокойно. Группами стояли сотрудники полиции, но граждан не было.
ВОПРОС: Из логики ваших показаний следует, что чрезвычайное положение 1 марта 2008 года было объявлено примерно до 16:30.
Читайте также
ОТВЕТ: Наверное, да, 1 марта примерно в 16:30.
ВОПРОС: По данным следствия, указ президента РА «Об объявлении чрезвычайного положения» был опубликован 1 марта 2008 года около 22:00. Между тем, вы упомянули, что армия находилась на улице Мелика-Адамяна в Ереване около 16:30 того же дня. Получается, что армия была введена в Ереван до постановления «Об объявлении чрезвычайного положения». Что Вы скажете по этому поводу?
ОТВЕТ: Когда я отправился к зданию правительства, была уже вторая половина дня. Конечно же, до этого туда по моему распоряжению уже отправилась военная полиция. В правительственном здании, в штабе, была разложена карта, и просматривали улицы. Я не знаю, сколько времени это длилось, собралось 10-20 человек, что-то обсуждали, Хачатуров поинтересовался заданием моего подразделения, сказал, чтобы мы держали здание правительства, мы и приступили к делу. Когда я вышел пройтись возле здания правительства, совершал обход, были уже сумерки. Я не могу сказать, который был час. Возможно, эти солдаты были там и раньше, но я видел их, когда уже начало темнеть.
Кнар МАНУКЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жоховурд»