Голос Америки. Победа Владимира Зеленского во втором туре президентских выборов в Украине, опередившего действующего главу государства Петра Порошенко с почти трехкратным перевесом в голосах избирателей, активно обсуждается российскими политиками и экспертами.
Владимир Путин пока не последовал примеру своих коллег в других странах (в частности, президента США Дональда Трампа, руководителей Евросоюза и НАТО, и даже президента Беларуси Александра Лукашенко), и не поздравил молодого политика с победой на конкурентных выборах в соседнем государстве.
Однако последовал комментарий премьер-министра России Дмитрия Медведева, который тоже не высказал поздравлений, но указал на то, что «шансы на улучшение взаимодействия» с Россией у Украины все же есть. При этом Медведев добавил, что «не испытывает никаких иллюзий по этому поводу».
«У меня нет сомнений: новый руководитель государства в отношении России будет придерживаться риторики, которую он использовал в ходе предвыборной кампании», – написал российский премьер на своей странице в Facebook, пожелав «новому украинскому руководству здравомыслия»
Читайте также
Представители других российских органов власти пока ограничиваются краткими комментариями, тон которых – сдержанно-оптимистический. Так, глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев не усмотрел оснований «для того, чтобы Россия отказывала в признании этих выборов». А представитель российского МИДа Мария Захарова выразила надежду на то, что теперь «Украина может осуществить перезагрузку» в политике.
Директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара в интервью «Голосу Америки» говорит, что одна из причин разгромного поражения действующего президента Украины заключается в том, что голосование носило характер протестного.
По его мнению, украинцы выступили не столько за Зеленского, сколько против Порошенко: «Еще точнее – против нереализованных надежд Революции достоинства. Революция открыла колоссальные возможности для изменений в стране, а ими не воспользовались или воспользовались, но не так, как это представлялось большинству населения. Изменения оказались половинчатыми, размытыми, с очень низким КПД. Контрреволюция победила революцию. Можно было свершить много, а сделали всего ничего».
Подобные настроения стали доминирующими в стране, считает политолог. Также, на его взгляд, сыграла свою роль и стилистика, используемая соперниками в ходе предвыборной кампании: «Порошенко представлял старую стилистику, Зеленский – новую. К тому же политтехнологическая стратегия штаба Порошенко оказалась крайне неэффективной. Это была традиционная кампания, которая могла бы принести успех в борьбе, допустим, с Тимошенко и Гриценко, но не с Зеленским».
По словам Андрея Окары, Зеленский предстал перед избирателями «как книжка-раскраска, которую каждый сам по-своему разрисовывал, и это обернулось удачным ходом».
В свою очередь, для правозащитника и оппозиционного политика Сергея Давидиса очевидно, что украинское общество на выборах предъявило запрос на обновление власти.
«Понятно, что конкретные резоны у каждого свои, – заявил он в комментарии «Голосу Америки». – Но несогласие со статус-кво точно продемонстрировало подавляющее большинство избирателей. И это хорошо укладывается в мировой тренд. Украина показала, что она вполне современная демократическая страны».
С точки зрения правозащитника и политика, россиянам остается только позавидовать тому, как прошла президентская кампания у соседей.
«Сравнивать выборы в двух странах совершенно нельзя, – подчеркнул он. – Просто потому, что в России выборов в нормальном смысле этого слова нет, и не было уже очень давно. Выборы – это ведь не только день голосования. Это и выдвижение кандидатов без всякой дискриминации, разнообразная конкуренция, прозрачность финансирования, доступ к СМИ, возможность регистрации политических партий – все то, что вкладывается в понятие «демократические выборы». При Сталине голосование тоже было, но никому не приходило в голову считать это с демократией».
Эксперты также сошлись в оценках, что сами украинские выборы и их развязка стали крахом кремлевской пропаганды, сделавшей ставку на дискредитацию президентской кампании в соседней стране.
Тем временем Владимир Зеленский на пресс-конференции в своем штабе сообщил, что собирается «действовать в Нормандском формате» и «продолжать Минский процесс», а также «делать очень мощную информационную войну, чтобы завершить огонь в Донбассе».
Однако Андрей Окара скептически относится к перспективам положить конец войне на востоке Украины, настаивая на том, что решать этот вопрос придется с Кремлем: «В ходе выборов всегда стараются говорить то, что может понравиться избирателям. Но это все – ни о чем. Потому что здесь главный персонаж – Кремль, от остальных мало что зависит».
Фото — ТАСС