Я не против празднования Дня гражданина. В общем, это правильная идея. Просто не нужно было спешить в этом вопросе. Требуется определенное время, чтобы осмыслить события годовой давности, чтобы официальные формулировки, такие слова и фразы как «бархатная», «ненасильственная», «любви и толерантности», «беспрецедентная», а порой и «имеющая мировое значение», обрели исторический смысл.
Было бы идеально, если бы такой день был объявлен не этими, а следующими властями, чтобы не создавать впечатления, что революционное правительство прославляет себя и празднует свою победу. Если на следующих очередных парламентских выборах нынешняя правящая политическая власть проиграет и мирно удалится, можно будет зафиксировать, что революция 2018 года победила, и в этом случае можно будет от всей души отмечать День гражданина.
А это поражение кажется мне неизбежным, так как, насколько бы хорошо не работало нынешнее правительство, через 4,5 года большая часть наших граждан будет продолжать жить плохо. Сегодняшнее обещание властей, что «если мы проиграем, мы уйдем», не имеет особой ценности. АОД и РПА тоже говорили – «если народ решит, мы уйдем», но на самом деле не принимали решения людей и делали вид, что не проиграли. Кстати, они и сейчас утверждают, что побеждали на всех выборах: «Да, были некоторые недостатки, но в целом …»
То, что я говорю, совершенно не умаляет того, что было сделано год назад. И здесь я хочу рассказать об одной примечательной истории, о которой я в свое время уже упоминал. На одних из прежних выборах (не этих последних) девушка решила честно поработать в качестве доверенного лица и пресекать правонарушения. Когда махинаторы начали свое черное дело, девушка начала бунтовать, ее изолировали и позвонили родителям, которые работали в государственном секторе и имелись рычаги давления на них.
Родители стали требовать, а затем умолять девушку, чтобы она вернулась домой, что, в конце концов, и произошло, она не хотела, чтобы ее родители лишились работы. Однако об инциденте на избирательном участке поступил звонок в полицию, и девочку вызвали для допроса. Поскольку полиция была с фальсификаторами на выборах «в ладах», то допрос вели специально так, чтобы скрыть преступление, и девушка, снова опасаясь за своих родителей, дала показание, что ей просто стало плохо, и она пошла домой.
«Как мне было от самой себя противно», – рассказывала эта девушка.
Читайте также
Вот именно здесь следует искать самую важную перемену, которая произошла год назад. Люди (по крайней мере, большинство из них, и прежде всего молодежь) перестали испытывать к себе отвращение, в них пробудилось гражданское достоинство. Временное это изменение или останется навсегда, зависит от людей.