О наличии плана обмена Мегри свидетельствует проводивший в прошлом переговоры с сопредседателями министр обороны Армении
Начало — ЗДЕСЬ
Те, кто забыл предложения по карабахскому урегулированию во время президентства Кочаряна, напомним, насколько эти предложения были выгодны Армении и Арцаху. Напомним также, что Кочарян до 1998 года пообещал урегулировать карабахскую проблему путем «выигрышному» пакетному варианту и создать на территории 8 тысяч квадратных метров независимый Карабах.
В ноябре 1998года сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили Армении, Азербайджану и Нагорному Карабаху предложения по так называемому «Общему государству», которые были приняты Ереваном и Степанакертом с оговорками, а Баку отказался. В свое время в армянской прессе были опубликованы известные в истории переговоров представленные сторонам пакетный вариант – в 1997 году, поэтапный вариант 1997 года, и предложенная во время Кочаряна в 1998 году концепция «Общего государства».
Читайте также
Прежде всего, зафиксируем, что вариант «общего государства» был поэтапным, вопреки утверждениям Кочаряна, что для него приемлемо пакетное решение, и что это фиксирует территориальную целостность Азербайджана, в отличие от поэтапного варианта 1997 года, где подобное не фиксировалось, и в определении статуса Нагорного Карабаха пакетный вариант 1997 года сравнительно ослаблял положения о фактической независимости Нагорного Карабаха. То есть, хотя Кочарян пообещал урегулировать вопрос Карабаха пакетным «выигрышным» вариантом – создать на 8 тысячах квадратных километров независимый Карабах, вариант «Общего государства» был поэтапным, поскольку документ решал только статус Нагорного Карабаха, а решение статуса Лачина оставлялось на будущее, то есть, определение статуса Лачина, как самого серьезного гаранта безопасности Карабаха, отодвигалось на задний план.
Если в поэтапном варианте 1997 года удавалось избежать закрепления принципа территориальной целостности Азербайджана, то в «Общем государстве» Нагорный Карабах закреплялся как часть Азербайджана. Пункт о закреплении территориальной целостности Азербайджана был сформулирован следующим образом: «Нагорный Карабах является государственной и территориальной формой республики, и вместе с Азербайджаном образует общее государство в его международно признанных границах».
В данном варианте множеством пунктов устанавливалось вертикальное подчинение Нагорного Карабаха Азербайджану, значительно ослаблялся пакетный вариант 1997 года, принцип фактической независимости Нагорного Карабаха, связывая Нагорный Карабах более тесно с Азербайджаном. В «Общем государстве» Карабах должен был иметь Национальную гвардию (силы безопасности) и силы полиции, которые формировались на добровольном принципе, тогда как в пакетном варианте 1997 года Карабах мог иметь Национальную гвардию и полицейские силы, а граждане НК имели право на прохождение службы на территории Нагорного Карабаха.
Далее, согласно пакетному варианту1997года, Нагорный Карабах мог иметь свои независимые представительства в разных странах, а согласно концепции «Общего государства» мог действовать только через представительства Азербайджана. То есть, согласно этому положению, право Карабаха на международные отношения приравнивались к нулю. Следующее, по концепции «Общего государства» Карабах становился свободной экономической зоной, которая имела бы право выпускать собственные денежные знаки, которые имели бы хождение наравне с азербайджанскими деньгами. Тогда как по пакетному варианту 1997 года Карабах становился свободной экономической зоной со «свободным обращением валюты».
Наиболее важный факт заключается в том, что в варианте «общего государства» Армения и Нагорный Карабах, фактически, принимали территориальную целостность Азербайджана, поскольку власти Армении в своем официальном ответе не выразили каких-либо оговорок по этому вопросу, ограничившись только этой формулировкой: «к ним мы обратимся в ходе переговоров». Между тем, в 1997 году в ответ на пакетный вариант официальный Ереван заявил, что не признает принцип территориальной целостности Азербайджана и не признает его предметом обсуждения. А поэтапная версия вообще не содержала принципа территориальной целостности Азербайджана.
Вывод один. Кочарян в сравнении с переговорным процессом своего предшественника Левона Тер-Петросяна значительно ослабил позиции армянской стороны в переговорном процессе, согласившись на невыгодные предложения. Более того, его готовность была воспринята Азербайджаном. Баку отклонил концепцию «Общего государства», увеличив свои аппетиты.
Почему Азербайджан отклонил предложение об «Общем государстве», если оно не было настолько проармянским? Объяснение простое. Аппетит у Азербайджана был выше, и его ожидания от Кочаряна были еще выше. Позже мы убедились в этом, предметом обсуждения стало создание коридора, связывающего Азербайджан через Мегри с Нахичеваном, и во времена Кочаряна выплыл злополучный «вариант Мегри». Если мы добавим к этому дипломатическое «приобретение» Кочаряна по выводу Нагорного Карабаха из переговорного процесса, то можно убедиться в том, насколько проармянскими были представления Роберта Кочаряна по Арцаху и Армении. Сегодня люди наперебой стали «исключать», что Кочарян мог вести переговоры вокруг Мегринского варианта, забывая, что есть армянские должностные лица, которые участвовали в обсуждении этого варианта.
16 апреля бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян, обращаясь в эфире 24TV к теме обмена Мегри на Лачин, заявил, что лично обсуждал этот вопрос с представителями стран-сопредседателей. На вопрос, видит ли он связь между обменом Мегри и Лачина и преступлением 27 октября, Арутюнян ответил, что да, возможно, такая связь могла быть, что следует расследовать события, которые произошли в тот период времени, и для их понимания. Бывший министр обороны Армении сказал: «Преступление 27 октября непременно должно быть раскрыто. Это не только необратимый императив, чтобы иметь правовое государство, но и в целях предотвращения подобных терактов в будущем.
Вагаршак Арутюнян, который в 1999-2000 годах был министром обороны Армении, рассказывает о переговорах, которые состоялись между ним и сопредседателями во время его пребывания в должности, что подтверждает существование варианта обмена Мегри во время президентства Роберта Кочаряна. Вагаршак Арутюнян, как участвовавший в данных переговорах в качестве должностного лица, в частности заявляет буквально следующее: «Я встречался с сопредседателями и обсуждал этот вопрос дважды, вариант Мегри», – говорит он, показывая во время передачи свои более ранние интервью прессе, с фотографиям его и сопредседателей. «Кроме того, есть видео, сделанное в министерстве обороны, естественно». Что обсуждал с сопредседателями Вагаршак Арутюнян, поинтересовался у него ведущий передачи. «Обсуждался обмен всего Мегринского района. Это был первый вариант, когда сопредседатели встретились с нами после 27 октября. Когда мы заявили, что этот вариант не соответствует интересам Армении и не обеспечивает безопасность Армении, спустя некоторое время состоялась вторая встреча, когда мне предложили вариант, при котором обменивался не весь Мегринский район, а половина… Это называлось так – нулевой точкой. Я по этому поводу опять-таки сказал, что это не соответствует (имеется в виду, не исходит из интересов страны, – ред.). После этого переговорный процесс по Мегри был окончен. Я больше не встречался с сопредседателями, и когда мы в мае ушли, сопредседатели продолжали свои встречи. В тот период, когда я был на своей должности, после двух моих встреч с сопредседателями начались другие процессы. Я был в России с официальным визитом, у меня там состоялись переговоры и беседы по варианту Мегри, по предложению российской стороны, и я к этой теме еще вернусь, об этом следует сказать в нужное время. И были также другие встречи», – отмечает Вагаршак Арутюнян.
Кстати, он также сделал одно замечательное наблюдение. После их отставки, в качестве отвергающих вариант Мегри, как этот шаг приветствовали Азербайджан и Грузия. «Эти заявления можно найти в прессе тех дней. Они приветствовали и выражали надежду, что этот шаг будет содействовать быстрому решению вопроса Карабаха. Скажу больше, пусть ознакомятся с заявлениями тогдашнего государственного секретаря Азербайджана Вафы Гулузаде. Бывший глава Секретариата экс-президента Гейдара Алиева Эльдар Намазов и бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров, ушедшие тогда в отставку, заявили, что «подали в отставку из-за обмена Мегри», – вспоминает Вагаршак Арутюнян, вновь подчеркивая, что это следует изучить как вариант, в качестве одного из факторов возможной связи между обменом Мегри и 27 октября.
Защитников Кочаряна по-человечески понять можно, если они защищают человека, находящегося в неволе. Но непонятно, если не сказать, смешно, их стремление исказить историю карабахского урегулирования. У Кочаряна, препятствующего «сдаче Арцаха», прежде всего, следует потребовать разъяснений за обсуждения неблагоприятных для армян вариантов.
Начало — ЗДЕСЬ
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
26.04.2019г
Госпожа Габриелян,когда читаешь ваши инсинуации начинаешь думать о том,что Кочарян спал и думал о том,как сдать Карабах,но у него это не получилось. Нельзя так. Надо ведь и меру знать.