Основная часть выступления премьер-министра от 20 мая, посвященная судебным реформам, была проанализирована до мелочей на разных площадках. Главное впечатление, что это была нормальная политическая речь (разумеется, со своими спорными сторонами), направленная на реформирование этой поистине прогнившей сферы. В отличие от собственно речи, поручение главы исполнительной власти – парализовать на несколько часов работу судебной власти, было воспринято негативно как внутри страны (исключая восторженных поклонников Никола Пашиняна), так и за ее пределами, в частности со стороны европейских структур.
Намного меньше было разговоров о том эпизоде речи, который был посвящен отношениям Армении и Арцаха. Лично я не верю в этом вопросе в теорию заговора, и тем более в предательство. Иное дело, что различные заинтересованные стороны, в том числе нынешние и бывшие власти Армении и Арцаха, преследуя свои политические интересы, могут без особого намерения нанести ущерб двум государствам, нашей общей безопасности.
Но здесь важен не сам собственно текст, нежели его политический контекст, который кроется в следующем:
1/ В Степанакерте состоялась конференция «Армения-Арцах», на которой высказывались формулировки, отличные от звучащих в официальных кругах РА,
2/ В Арцахе долгое время находился третий президент Армении Серж Саргсян, который был принят также официальными кругами Арцаха,
3/ Секретарь Совета безопасности Республики Арцах Виталий Баласанян позволил себе некорректные высказывания в адрес премьер-министра Армении,
4/ Нынешний и экс-президент Арцаха посетили Ереван, чтобы выступить с ходатайством об изменении меры пресечения Роберту Кочаряну.
В этом контексте премьер-министр говорит о заговорщических намерениях сил, «представляющих бывшую коррумпированную систему», и неясно, участвуют ли в этом заговоре («контрреволюции») нынешние власти Арцаха. И в том же эпизоде Никол Пашинян предлагает: «Кстати, думаю, что настало время для создания следственной комиссии НС, которая изучит все обстоятельства апрельской войны 2016 года и ответит на ряд интересующих нас вопросов». Понятно, что комиссия, созданная политическим органом, будет преследовать политические цели – дать оценку действиям тогдашних властей Армении и Арцаха. Можно предположить, какой будет эта оценка.
Читайте также
Я согласен с тем, что грабивших армию генералов и офицеров, которые, по-видимому, стали причиной того, что мы понесли больше потерь, чем могли бы иметь, были преданы суду и получили пожизненное заключение. Но для этого не нужно создавать никаких «следственных комиссий», для этого необходима четкая работа правоохранительных органов. А в парламенте всего лишь прозвучат пламенные и бичующие речи. Непонятно, кому это будет на пользу.
Пашинян затронул глубинные процессы и сдвинул подводные камни, за которыми, возможно, спрятались те, которые грабят недра республики, скрываясь за офшором. В принципе, их можно назвать заговорщиками. Они сделают все, чтоб их деяния не всплыли на поверхность. Не задумываясь, естественно, о безопасности государства, которое и грабят. И вот здесь о них можно уже говорить еще и как о предателях. Как видите, понятия ,,заговорщики» и ,, предатели» в данном случае выступают как синонимы. Если это так, то следовало бы перестать играть в демократию и оперативно разоружить потенциальных ,,заговорпредателей». Без шума. Мировое сообщество поймет. Видимо, никто из нас не может представить себе масштабы ,,феодализации» нашей страны. И Пашинян не исключение. Поэтому его импульсивные шаги можно понять.