Я сейчас читаю одну из книг швейцарского теолога 20-го века Ханса Кюнга. Автор считает себя католиком, но выступает за радикальную реформу религии и является сторонником сближения с другими христианскими конфессиями. На этой почве он находился в постоянном идеологическом конфликте с Ватиканом, который, в конце концов, объявил, что Кюнг не имеет права выступать в роли католического богослова.
Но Тюбингенский университет, где он работал, это совершенно не волновало, и Кюнг долгое время продолжал руководить кафедрой экуменической теологии и Институт экуменических исследований. Тюбингенский университет, основанный в 1477 году, в течение веков был кузницей свободной мысли, и клерикальные, а затем и светские власти понимали, что это необходимо и полезно для государства.
Ереванский государственный университет не настолько древний – ему всего 100 лет. Но это, мягко говоря, не единственное, чем наш университет отличается от Тюбингена. Как и в любом другом постсоветском университете, здесь также аксиома, что администрация университета должна иметь хорошие отношения с текущей властью. Логика такова: если мы (для власти «мы» – это государство) даем деньги, то, разумеется, они с нами должны быть в хороших отношениях. В последнее десятилетие эта логика приобрела безобразные, формы «студсоветов», «базе», «республиканские», когда председателем попечительского совета ЕГУ становилось первое лицо государства и лидер правящей партии.
Но в целом «идеология» этого и других вузов неверна. Университет не должен иметь никаких отношений с властями, он должен быть совершенно независимым и, более того, развивать критический, либеральный ум, как это на протяжении веков происходило в Тюбингене, Гейдельберге, Фрайбурге.
Пойдет ли по этому пути Ереванский государственный университет? Пока что я сомневаюсь. Пока что «передвижения» в других сферах мне подсказывают, что ректора республиканца сменит «мойшаговский» ректор (естественно, не объявляя о своих «покровителях» и политических предпочтениях), а близкие к РПА студенческие советы будут заменены «рестартовские» студсоветы, согласно логике – мы боролись, мы и должны править.
Читайте также
Университет должен быть независимым от политики, власти, оппозиции… и даже от революции. Чтобы не было так, что историки и философы раньше концентрировались на идеологии нждеизма, а теперь основным предметом их исследований станет «глобальное значение» революции 2018 года.