Второй президент Армении Роберт Кочарян в изоляторе, и тот же деятель на свободе – с политической точки зрения это абсолютно разные явления. Когда он находился в изоляторе, для многих действовал принцип «не бить лежачего» и «не охаивать того, кто стеснен». Трудно сказать, насколько верен и насколько применим этот принцип к таким людям, как Кочарян. Когда человек убивает ради развлечения и своего удовольствия льва, а затем гордо усаживается на тушу и фотографируется, к его этическим нормам, вероятно, следует обращаться с некоторыми оговорками. Но во всех случаях такие нормы существуют, и те, кто исповедуют и уважают вышеупомянутые принципы, заслуживают уважения.
Ситуация совершенно иная, когда второй президент на свободе и начинает говорить, кичиться, представлять себя героем и несгибаемым бойцом. В этом случае люди освобождаются от обязанности проявлять к нему щадящее отношение и больше не сдерживают свои эмоции. А когда Кочарян говорит о своих политических амбициях, вполне естественно, люди полагают, что он хочет вернуться к власти и помнят, что происходило во время его правления. Для большинства граждан Армении эти воспоминания вовсе не прекрасны, вопреки пропаганде второго президента, которая представляет годы Кочаряна как невиданный рай. И получается, что амбиции этого деятеля объединяют людей разных взглядов, в том числе тех, кто видит многие недостатки действующей власти. Кочарян, таким образом, «консолидирует», но не вокруг себя, а, наоборот, против себя.
Но с другой стороны, это означает, что Кочарян по-прежнему воспринимается как альтернатива действующей власти (плохая, неправильная, нежелательная, но все же альтернатива), что, на мой взгляд, само по себе не является положительным явлением. Мне кажется, что к приобретенным год назад достижениям революции относится также и то, что политическая жизнь перестала вращаться вокруг трех первых президентов. Если снова начнутся бесконечные комбинации «один против двух», «двое против одного» или «трое против трех», мы опять окажемся в том же круговороте.
Возврата в прошлое нет, никогда не будет – это невозможно. Надо думать о текущих программах и идеологической борьбе нынешних властей и оппозиции. Остальное оставим историкам.
Читайте также
Фото – из неофициального сайта Роберта Кочаряна
Да, и еще раз да! В противном случае мы превратимся в жалкое подобие среднеазиатских республик, соседней недружелюбной страны и ,,вековечного» северного ,,союзника». Одни и те же лица, одни и те же слова, одни и те же призывы типа ,,вот если не внешний враг (неважно, какой, главное — внешний), мы бы жили в раю». Вспоминается брежневский застой — сам жил в это время. Пора уже отказаться исповедовать феодализм в Армении, на дворе, как-никак, 21-ый век! Протрите глаза и посмотрите вдаль — видна ли там Армения? Вопрос к тем, кто давно пахнет нафталином.
Кочарян герой! И ничего он из себя не строит. Даже смешно, когда об этом рассуждают те, кто не знает, что такое война, и что означает защищать свою землю, жизнь своих родных.