Лента новостей
Новости дня

Если Армения упустит эту возможность, она снова окажется в «брежневской эпохе»։ Ежи Марек Новаковский

04 июня,2019 20:14

«Пока во всех моих беседах с бизнесменами из Армении, Польши и других стран, заинтересованных в инвестировании в Армению, я информирую, что есть обещания по борьбе с коррупцией, но они пока не заметили, что коррупция в Армении преодолена. Некоторые люди объясняют мне так: не олигархи потеряли власть, но нет прежних людей, которым они «платили», эти люди сменились. Олигархи по-прежнему сохраняют свою экономическую власть». Собеседник газеты «Аравот» – бывший посол Польши в Армении Ежи Марек Новаковский.

– Г-н Новаковский, Вы были послом Польши в Армении и хорошо знакомы с событиями последних лет в Армении. По вашим наблюдениям, какие новые перспективы открылись для Армении после бархатной революции прошлого года, что изменилось в нашей стране?

– Я думаю, что изменилось многое, все изменилось. У Армении сегодня есть власть, которая пришла к власти демократическим путем и имеет высокую легитимность. Это та власть, которая имеет возможность всегда опираться на доверие миллионов граждан Армении, которые поддерживают новые армянские власти в ее деятельности. Это та власть, которая вселила надежду в рядовых граждан Армении. Я могу сравнить то, что произошло в Армении, с ситуацией, которая возникла в Польше после создания «Солидарности». Это был такой импульс, что в обществе появилась надежда, надежда на то, что все будет хорошо.

Но будет ли хорошо, это вопрос. Например, в случае Армении вопрос заключается в том, как будет использовано открывшееся окно возможностей. Это относится к политике: как будет использовано это время и возможности. Армения, к сожалению, уже утратила часть этого времени и возможностей. В настоящее время внимание многих сосредоточено на Армении, где, в отличие от других соседей Армении, где развиваются процессы укрепления демократии, либерализации экономики и борьбы с коррупцией. Но после первой волны энтузиазма процессы вроде замедлились. Есть вопрос судебной системы, есть также вопрос о месте и роли оппозиции в общественной жизни Армении, потому что демократия – это не только победа большинства, а возможность политического плюрализма.

– Но новые власти в Армении говорят, что объявили войну коррупции, бывшей судебной системе, которая поддерживает представителей бывшей системы или находится под их влиянием.

– В советское время у нас была такая шутка: пока мы боремся за мир, мира никогда не будет. То есть, не нужно говорить о борьбе с коррупцией, это надо делать. Возможно, будет правильнее и эффективнее не говорить, а молча делать то, что нужно. Пока во всех моих беседах с бизнесменами из Армении, Польши и других стран, заинтересованных в инвестировании в Армению, я информирую, что есть обещания по борьбе с коррупцией, но они пока не заметили, что коррупция в Армении преодолена. Некоторые люди объясняют мне так: не олигархи потеряли власть, но нет прежних людей, которым они «платили», эти люди сменились. Олигархи по-прежнему сохраняют свою экономическую власть.

Я понимаю, что это очень сложно, что команда Никола Пашиняна невелика, но если в Армении в течение двух или двух с половиной лет не произойдут существенные изменения, то окажется, что Армения потеряла свой шанс и снова вернется в серую зону постсоветских стран. А сейчас энтузиазм пока еще есть. Например, недавно я пролистал последний номер ежеквартального бюллетеня «Новая Восточная Европа» и нашел пять статей об Армении. А раньше бывала всего одна статья в двух или трех номерах. Сейчас, когда мы в Европе обсуждаем вопрос углубления отношений с Арменией или регионом Южного Кавказа, интерес к Армении есть. Общий интерес основан на революции в Армении. Но если Армения упустит эту возможность, она снова вернется в «брежневскую эпоху».

Время, Время, Время. Это самое большое болото политики, и все политики должны осознавать это каждый день и остерегаться этого.

Как вы оцениваете призыв премьер-министра Армении Никола Пашиняна о блокировании зданий судов, за которыми последовало заявление о судебной реформе, введении правосудия переходного периода и веттинге судей? Похоже, международное сообщество в основном поддержало инициативу Никола Пашиняна.

– Я бы не сказал, что полностью поддержали, так как во всех ответах всех международных структур подчеркивалось, что судебные реформы должны основываться на Конституции, законах и верховенстве права. У многих этот шаг Никола Пашиняна вызвал шок, в том числе и у соседней Турции. Автономность судебной власти в Европе является самым очевидным показателем демократии. Призыв Никола Пашиняна был воспринят и принят различными европейскими лидерами с большим скептицизмом. Например, складывается впечатление, что Никол Пашинян не совсем понимает свою роль. Он больше не революционный деятель, который призывает людей на баррикады. Он глава страны, правительства, он должен использовать все конституционные возможности для проведения реформ. Никол Пашинян имеет в парламенте большинство, для чего выступать с призывами блокировать суды, если в парламенте могут быть приняты соответствующие законы, по которым могут реформироваться суды. Никол Пашинян имеет конституционное большинство и может предпринимать любые шаги в рамках закона. Если премьер-министр не осознает, что он является премьер-министром, а не лидером оппозиции, тогда невозможно давать оптимистические комментарии.

– Новые власти Армении ожидают крупных и масштабных инвестиций в нашу страну, подразумевая революцию и ожидаемые от нее положительные результаты, но дает ли возможность привлекать инвестиции та ситуация, которую вы описали?

– Здесь я снова должен провести параллель с примером Польши. Когда мы боролись за привлечение серьезных инвестиций в Польшу, первым предварительным условием были гарантии свободного экономического развития, в том числе наличие независимых судов. Вторым предусловием была стабильность системы, в том числе гарантии стабильности таможенных пошлин. В-третьих, возможное снижение уровня коррупции, поскольку серьезные инвесторы не проявляют интереса к коррумпированным странам. Например, многие до сих пор не решаются инвестировать в России и Украине, так как существует определенный уровень коррупции, и пока ее не преодолеют, инвесторы не проявят заинтересованности. В России, кстати, коррупция носит более системный характер.

В-четвертых, что тоже очень важно, так сказать, пиар-характеристика данной страны в мире. Напомню, что много лет назад с премьер-министром Польши мы ездили в США, Техас, в то время я работал в польском правительстве, там мы встречались с представителями ведущих газовых и нефтяных компаний – они сидели в американских ковбойских костюмах и шляпах, и мы начали рассказывать о Польше, что у нас есть природный газ, что Польша такая страна, и так далее. Глава одной из крупнейших нефтяных компаний послушал нас, а затем сказал: «Я не знал, что в вашей стране что-то есть, я думал, что Польша – это всего лишь территория на юге России. На сегодняшний день компания сделала значительные инвестиции в Польше и имеет серьезные программы. Так что пиар тоже важный элемент.

И, наконец, также очень важно, чтобы Армения закрепила свои перспективы как страна, которая исповедует, так сказать, западную систему ценностей. Важно, чтобы Армению воспринимали как страну с западной системой ценностей, так как многие в Европе не знают, где находится Армения. То, что она есть, существует, многие знают, но если кто-то должен вкладывать в эту страну свои деньги, он должен знать, какой страной является Армения, так сказать, что здесь живут не дикие люди, похожие на монголо-татар. И эта проблема не решается только хорошим знанием английского, французского языка или любой другой европейской страны. Решение этого вопроса требует четких показателей, инвесторам нужны конкретные действия. Пока, к сожалению, ситуация по этой части в Армении не настолько хороша.

– По Вашему мнению, мешает ли сотрудничеству с ЕС членство Армении в ЕАЭС?

– Да, мешает. Мешает, так как это означает применение двойных стандартов. Когда в Польше были советские порядки, у нас тоже, грубо говоря, действовали две системы – «советский ГОСТ» и европейско-германский стандарт. Не было возможности продать что-либо на Западе, если оно не соответствовало их стандартам. Я понимаю, почему Армения вступила в ЕАЭС, но нужно медленно и молча принимать и применять западные стандарты – западную экономическую модель. В настоящее время в Армению инвестируют зарубежные армяне, возможности которой ограничены, но Армении нужны серьезные инвестиции, чтобы развивать новейшие технологии. Без Запада никто этого не сделает.

– Видите ли Вы в послереволюционном периоде Армении шаги, которыми Армения, грубо говоря, пытается выйти из-под власти Российской Федерации, особенно с учетом того, что власти Армении заявили, что внешняя политика страны не изменится?

– Я охарактеризую это так – два шага вперед, один шаг назад, один шаг вперед, два шага назад. Все считают, что Армения медленно движется в правильном направлении, но очень медленно. Повторяю, самое большое болото для политики – это время.

Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН

Газета «Аравот»
01.06.2019г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать