Пограничное село Хачик расположено недалеко от границы с Нахичеваном на левом берегу реки Арпа. В деревне находится 300-летняя церковь Сурб Аствацацин, купол которого, по некоторым данным, был разрушен землетрясением, но жители деревни говорят, что обрушилась от удара молнии. Жители Хачика приветливы и дружелюбны, могут пригласить на чашку кофе даже незнакомца. Отказ воспринимается как оскорбление. Заботы села диаметрально противоположны приветливости жителей.
Ерванд Арутюнян родился в селе Хачик и живет там по сей день. По профессии он радиоинженер, но сегодня он и его жена работают в магазине. Сейчас он намеревается заняться производством льняного масла. «В прошлом году я получил хороший урожай, в этом году я засеял 4,5 га, очень доволен, что правительство предоставило кредит на три миллиона. Они предлагали больше, но я побоялся. Сейчас готовлю место под пресс для отжима масла, чтобы производить льняное масло, займусь семейным бизнесом», – рассказал Ерванд Арутюнян в беседе с Aravot.am. Урожай выдастся богатым, будет произведено масло, но у сельчанина есть проблемы с реализацией.
Мы узнали от него, что у него трое детей, двое из которых окончили высшее учебное заведение, сын имеет политехническое образование, дочь экономист, а младшая дочь решила стать психологом.
Он сожалеет, что дети не хотят оставаться в деревне: «Здесь нет будущего, вот что горестно. Если человек окончил вуз, чем ему заниматься в селе, где нет работы. Пусть остается в Ереване, станет полезным для страны человеком».
Читайте также
Ерванд Арутюнян сообщил, что в Хачике в основном занимаются сельским хозяйством и скотоводством. Она говорит, что по сравнению с советскими временами скотоводство сейчас сократилось. «В одно время здесь хотели открыть фабрику шампанского, но это не сработало», – сказал наш собеседник.
От него мы узнали, что у людей проблемы с продажей урожая и сельскохозяйственной продукции. «Люди производят сыр и не могут его реализовать. Фрукты нашего села очень вкусные, и лен, и виноград и мед, но не могут продать, это серьезная проблема и требующая срочного решения».
Говоря об особенностях села Хачик, Ерванд Арутюнян отмечает: «Хачик – это ворота на родину, если бы не это село, то, начиная с Вайоц Дзора не было бы».
Последняя свадьба в деревне была всего несколько дней назад, только вот очень жаль, что молодые пары не хотят оставаться в деревне. «Ну, какой из сельчан разбогател, работая в деревне? Сельчанину нужны возможности для работы и рынок сбыта, больше ему ничего не надо, он сможет содержать и страну, и себя», – вновь подчеркивает наш собеседник.
«В советское время здесь построили релейный завод, чтобы село не развалилось, мы хотели бы иметь какой-нибудь завод в Хачике, чтобы люди работали и не уезжали отсюда. У нас нет даже богатого соотечественника за границей, чтобы тот инвестировал в село, наши богаче душой», – улыбается житель села. По ее словам, сейчас в селе живет всего 420 человек, есть и пустующие дома.