«И это уже действительно проблема национальной безопасности, господин Ванецян, то есть, ведут гибридную войну ведут эти люди конкретно против Республики Армения, и имена-фамилии этих людей вполне конкретно известны», — заявил 6-го июня на заседании Правительства премьер-министр Никол Пашинян.
Оказавшееся под давлением беспрецедентных информационных манипуляций общество о гибридной войне имеет, мягко говоря, весьма «гибридное» представление в своем большинстве, т.е. «приблизительные» представления, и этот термин превратился в мусорную урну, куда выбрасывают все неприятные и трудновоспринимаемые для среднестатистического гражданина явления, которые пришли в нашу жизнь параллельно с информационной революцией.
Тогда как гибридная война имеет довольно точное определение, наилучшим образом сформулированное известным украинским политологом Евгением Магдой, родина которого стала жертвой гибридной войны и гибридной агрессии с 2014-го года: «Совокупность заранее подготовленных и оперативно реализованных действий военного, дипломатического, экономического, информационного характера, направленных на достижение стратегических целей. Ее ключевая цель – подчинение интересов одного государства другому в условиях формального сохранения политического устройства страны-жертвы».
Е.Магда также классифицировал отдельные компоненты гибридной войны – от «мягких» к «жестким»:
Читайте также
— информационно-пропагандистские;
— политико-дипломатические;
— торгово-экономические с элементами лоббистско-коррупционных;
— энергетические и инфраструктурные;
— разведывательно-диверсионно-партизанские, вплоть до террористических актов;
— регулярные боевые действия;
— возможность ограниченного применения тактического ядерного оружия, как то – ядерный шантаж.
Стало быть, это война без войны, или минимумом войны, и используются все современные возможности, чтобы избежать реальной войны.
Против постсоветской Армении Кремль шесть из семи компонентов в разные периоды применял с разной интенсивностью, за исключением последнего. В настоящее время, как мы видим, применяет первые два, особенно первый – информационно-пропагандистский, а второй, политико-дипломатический – частично, с меньшей интенсивностью, и нынешней власти удается политическим путем нейтрализовать возможность применения остальных компонентов, что может создать угрозы экзистенциального уровня для Армении со стороны нашего «гибридного союзника».
Неоимперский проект, направленный на достижение изменения миропорядка и «Ялты-2», в России пока еще жив, ранен, следовательно, особо опасен. Однако, мобилизованный бывшими властями ресурс, заимствование ими наиболее опасных приемов и повестки российской пропаганды (темы «Сороса», сексуальных меньшинств, криминализации семейного насилия, антиевропейская и антиамериканская риторика, пропаганда наиболее пещерных моделей религии, наглое вранье и дезинформация, пропаганда допустимости «оправданного» насилия и др.), организованная и синхронно проводимая кампания интриг против Армении на Западе («эти являются самой пророссийской властью») и в России («эти все – под Соросом»), а также комсомольский энтузиазм, с которым участвуют во всем этом армянские прокси гибридной войны – все это позволяет сделать заключение, что в Москве могут просто со стороны взирать и наслаждаться этой позорной картиной и больше ничего не делать. Ведь нашлись необходимые (по определению Ленина) «полезные идиоты», а также примитивные наемники, согласившиеся «брать огонь на себя».
Некоторые из таких наемников на разных ток-шоу прибедняются, мол, «о гибридной войне можно говорить лишь во внешнем контексте», приводя пример наш конфликт с Азербайджаном и режимом Алиева, переводя стрелки от себя. Тогда как, повторим еще раз: при таком изобилии наемников внешний бенефициар может просто вообще ничего не делать.
Чего же они добиваются? Несколько простых вещей: добиться фрустрации, отчаяния, превратить политику и публичное слово в нечто несерьезное, вселить недоверие в граждан в отношении ими же недавно избранной власти, в результате – замутить воду и попытаться выловить из нее «нужную рыбку».
К этому токсичному коктейлю присоединяется цирк фейк-«экспертов», рассуждающих о полетах «сбитых летчиков», которые через сохраняющих баланс СМИ, с их стороны либо преднамеренно, либо по наивности, создает ложный информационный фон в новостной ленте из Армении на разных языках. Однако, этот «хор» беспомощен по большому счету, пока власть здорова внутри и не совершила стратегических ошибок. А тактические ошибки власть совершала и будет совершать ежедневно, и ежедневно должна быть готова к тому, чтобы выслушивать реальную критику и корректировать свою деятельность, что исходит из интересов и государства, и общества.
Необходимо зафиксировать, что ни один из вышеприведенных маркеров, за исключением пропаганды насилия и дискриминации, не является уголовно наказуемым, и это является безусловным достижением демократии, и недопустимо, когда некто на улицах Еревана реализует свое незапрещенное Конституцией право быть аморальным лжецом, а его задерживают полицейские. Вранье, аморальность, идиотизм, безответственность – не подлежат уголовному наказанию, однако, медиа, гражданское общество также имеют права, реализация которых также не подлежат уголовному наказанию.
Это, конечно, право знать правду, право на проверку и представление фактов в перманентном режиме, право называть вещи своими именами, право требовать от власти прозрачности и соответствующих веку реформ, право не подавать руки тем, кто является прокси гибридной войны, не называть их «коллегами», право на то, чтобы подвергать их профессиональному остракизму, право на профессиональную солидарность. А самое важное то, что гибридная война ни в коей мере не требует героизма, а всего лишь требует называть вещи своими именами и не участвовать в низости.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
18.06.2019г
Браво! Нам давно следовало понять, что все инсинуации против власти, выбранной народом, исходят от врагов Армении и армян. будь то внешних, или внутренних. Нам давно пора не наступать на все те же грабли, когда, получив независимость, сами же и начинаем ее разрушать. Нам давно следует понять, что демократия, это не вседозволенность, и на все потуги врагов необходимо реагировать жестко и бескомпромиссно, не боясь того, что нас обвинят в отклонении от демократии и насаждении диктатуры — на кону слишком много, больше и не бывает, а именно, жить нам в собственном государстве, или окончательно потерять Родину и рассеяться вновь по всему миру. На этот раз окончательно. Чего хотят от нас все ,,демократы» мира. И высказывание, что Армения есть оплот всемирной демократии, вовсе не бахвальство, а констатация факта. Да, бархатная революция провозгласила ликвидацию всего того, что действительно мешает народам мира, а не только армянскому, вздохнуть свежего воздуха. Может быть, это утопия — построить демократическое общество в отдельно взятой стране, но у нас есть большое преимущество — диаспора. Недаром Никол Пашинян провозгласил единство армян Армении, Арцаха и Диаспоры. И через это действительное единство, на деле, а не на словах, через диаспору и ее лоббистское влияние в разных странах значительно повышается шанс ,,… в отдельно взятой стране». По-видимому, другого шанса у нас уже не будет. Грешно не воспользоваться им.